Почему Россия и Китай пошли разными путями?

11.11.2017 1:16 0

Почему Россия и Китай пошли разными путями?

Учитывая тот факт, что Советский Союз распался, а Китай по-прежнему не сдается, сегодня, сто лет спустя после русской революции и более четверти века после распада СССР, пришло время разобраться, почему же эти два коммунистических гиганта пошли разными путями, и существовали ли между ними некие изначальные различия. Представляется целесообразным выяснить, можно ли объяснить расчленение гигантского Советского Союза общепринятыми аргументами, которыми нас «кормят» с тех пор, или все же были какие-то «цивилизационные» различия, которые привели к краху одного мирового бастиона коммунизма и невероятному укреплению другого. Дело в том, что Россия не является западной державой. Она никогда не имела европейской культурной основы, ее христианство по своим взглядам принадлежит к средневековью, а враждебность между Римско-католической церковью и Православной церковью скорее препятствовала, чем стимулировала культурные связи и взаимодействие с Европой. Петру Великому удалось прорубить для России «окно» в Европу, присоединив к ее ней Прибалтику, но это не сделало его страну «европейской». Тот факт, что 77 процентов ее суши находится на территории Азии, не столь важен. А вот что действительно важно – философские идеи и направления, которые трансформировали интеллектуальную жизнь в Европе в XIX веке и предопределили изменение отношений между государством и обществом, не прижились и не укоренились в России. Феномен монголо-татарского ига оставил неизгладимый след в российской ментальности и национальной модели государственного управления, в чем можно убедиться на примерах из истории правления русских царей и советских лидеров этой Евразийской империи. По этой причине они были лишены тех человеческих ценностей, которые характеризуют китайский образ жизни, поскольку Китай продолжает непрерывную 4000-летнюю историю своей цивилизации. В то время как монголо-татарское иго оставило шрам на национальном характере российского нарда, в Китае монголы-завоеватели оказались побеждены культурой завоеванного народа, поскольку внук Чингисхана Хубилай-хан, ставший правителем китайской империи, полностью перешел в китайскую культуру. Подобная «цивилизационная разница» отразилась и в том, каким образом обе эти страны расстались с коммунистической догмой. В Советском Союзе Михаил Горбачев и Борис Ельцин совершили ошибку, начав осуществление политических реформ, вместо того чтобы в первую очередь провести в СССР либерализацию экономики. Это решение привело к высвобождению сил, которые не были им подконтрольны и сумели развалить крупнейшее в мире государство. Китай же, напротив, в частности, в лице Дэн Сяопина, принял верное решение, и на первом этапе ввел основы экономического либерализма, в ожидании, что политическая весна наступит позже, когда придет время. Колхозы были упразднены, потому что они изжили себя и утратили целесообразность. Земля стала семейной собственностью, и производство сельскохозяйственной продукции сверх необходимого, то есть на продажу, стало повсеместным явлением. Это произвело революцию в сельском хозяйстве Китая. Реформы в промышленности были еще более радикальными, и они положили конец многолетней стагнации. В отличие от предыдущей системы, в рамках которой руководители просто выполняли производственные задания, реформа заставила их отвечать за обеспечение жизнеспособности своих предприятий, развивать маркетинговые стратегии с целью удовлетворения спроса потребителей, извлечения прибыли и уплаты налогов государству. Они должны были инвестировать в исследования и разработки и стимулировать квалифицированный и качественный труд работников. Новая политика также позволила отдельным провинциям вести дела напрямую с иностранными инвесторами и сделала Китай тем, чем он является сегодня. Следует отметить, что одной из главных причин идеологического раскола между Китаем и Советским Союзом, который в сущности являлся геополитическим расколом, была низкая оценка кремлевских лидеров со стороны китайского руководства. Раскол начался с исторического осуждения Хрущевым культа личности Сталина на XX съезде Коммунистической партии СССР в 1956 году. Его призывы к мирному сосуществованию, распространение лозунга о существовании различных путей к социализму, и отступление от теории неизбежности войны против империализма, рассматривались Пекином как капитуляция перед Соединенными Штатами. Что еще более важно, китайцы считали, что Москва отказалась от них, своих союзников, в тот момент, когда они были втянуты в инициированные Америкой войны в Индокитае и других местах. Китайские лидеры были непосредственными участниками революции, ветеранами Великого Похода 1935-36 гг. – Мао Цзедун, Чжоу Эньлай, Линь Бяо, Дэн Сяопин и другие. Они считали советских руководителей паркетными революционерами, сталинскими марионетками. Тот факт, что русская революция пришла из города в деревню, в то время как в Китае все произошло наоборот, тесно связан с последующим крахом Советского Союза. Китай же, в отличие от СССР, вернулся на мировую арену, хотя предсказание Наполеона было довольно зловещим: «Лучше пусть Китай спит. Когда он проснется, весь мир об этом пожалеет».

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Миллионы американских студентов вынуждены предлагать сексуальные услуги богатым покровителям ради выплаты по кредитам УП: генпрокурор Украины обвинил Саакашвили в завозе грузин для переворота Велосипедист Фили-Давыдкова стал первым на чемпионате Европы Les Echos: сирийские болельщики покупают российские флаги, хоть и не уверены в победе её сборной СТРАНА.ua: за разбитый памятник «небесной сотне» севастопольцу грозит реальный срок

Последние новости