Anadolu: заявление Захаровой о черкесах — свидетельство позора

06.06.2021 22:30 0

Anadolu: заявление Захаровой о черкесах — свидетельство позора

На днях официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова ответила на заявление Министерства иностранных дел Турции об изгнании черкесов 21 мая такими словами: «Не так давно было то время, когда проживающие в Турции черкесы вынуждены были скрывать этническую принадлежность, а родной язык был под запретом». Это странное заявление подобно тому, как если бы нацистское руководство Германии подвергло критике проблемы, с которыми столкнулись в Турции бежавшие из страны еврейские ученые, или режим Асада раскритиковал условия жизни сирийских беженцев в лагерях в Турции, можно было бы расценить как комедию, если бы не трагедия, в которой пострадали миллионы людей. Заявление Захаровой прокомментировал Тевфик Шамиль (Tevfik Şamil), чьи предки спаслись от этой расправы, приехав в Турцию. На днях черкесы, как и каждый год, отметили 21 мая — дату, символизирующую бесчеловечную резню, которая произошла во время 101-летней русско-кавказской войны, и последовавшие за ней изгнание и геноцид. Боль, причиненная войной, которая продолжалась 101 год, с 1763 по 1864 годы, в условиях беспощадной борьбы и непропорционального баланса сил, по-прежнему свежа в памяти черкесов. Черкесы долгое время изо всех сил пытаются рассказать миру об этом геноциде, который представляет собой первый пример большого количества аналогичных массовых убийств и геноцидов, совершенных «цивилизациями» в ходе современной истории против «дикарей» в рамках действий по «цивилизованному воспитанию». По оценкам историков, число кавказцев, погибших во время войн, составляет около 500 тысяч, а количество погибших в состоявшемся впоследствии изгнании — от 500 тысяч до одного миллиона. Даже в весьма предвзятых российских отчетах о численности населения можно видеть, как с «цивилизованной» гордостью говорится о том, что в 1864 году на черноморском побережье на родине черкесов, простиравшемся от устья реки Кубань на севере до реки Бзыбь на юге, не осталось ни одного черкеса, в районе рек Туапсе и Псезуапсе — такая же ситуация. Согласно тем же отчетам, с момента великого изгнания до 1880 года произошло серьезное сокращение населения. Из черкесских племен население убыхов уменьшилось со 100 тысяч до 80, абзехов — с 260 тысяч до 14 тысяч 660, шапсугов — с 300 тысяч до 4 тысяч 983, натухайцев — с 240 тысяч до 175, темиргоевцев — с 80 тысяч до 3 тысяч 140, бжедугов — с 60 тысяч до 15 тысяч 263. А такие многочисленные черкесские племена, как хакучи, джигеты, вовсе прекратили свое присутствие в регионе. Восточные черкесы, кабардеи и бесленеи, потеряли значительную часть своего населения. Регион был заселен казаками, прибывшими вместе с царскими войсками. Чтобы не осталось никаких следов присутствия черкесов, сжигались села, поля, леса, были уничтожены даже 15 пород лошадей, отождествлявшихся с черкесами. Черкесы потеряли сотни тысяч своих сородичей главным образом во время и после депортации, осуществлявшейся морским путем, из-за крайне трудных условий в пути и эпидемических болезней. Они наблюдали за тем, как гибнут их семьи, дети, близкие, не пожелали бы и врагу увидеть это. Черкесы, проиграв свою героическую борьбу, которую они вели более 100 лет во имя защиты своей родины против одной из сверхдержав мира, пережили незабываемую трагедию. Вместе с тем полагать, что преследования и массовые убийства, учиненные Россией с целью установления господства над регионом, как и борьба кавказцев за независимость, закончились 21 мая 1864 года, абсурдно. Хотя имя виновника изменилось с «царизма» на «Советский Союз» или на «Российскую Федерацию», его взгляд на черкесов не изменился. Несмотря на то что определение врага эволюционировало от «дикарей» до «врагов народа» и «террористов», этот круговорот, о котором мы коротко рассказали выше, продолжается на Кавказе по сей день. Чтобы положить конец неизлечимой боли, угнетениям в регионе, восстановить связь со своими исконными землями и, самое важное, предотвратить повторения подобных событий, сегодня черкесы и народы Северного Кавказа всячески стараются быть услышанными в мире. Однако «цивилизованный мир», чьи глаза не видят массового истребления людей в разных регионах мира, чьи уши не слышат голоса угнетенных, игнорируют и трагедию черкесов, дабы не испортить сложные политические отношения «впустую». В Турции, где черкесы обладают сегодня самым многочисленным населением и вносят вклад в существование государства как неотъемлемый его элемент в рамках общей судьбы, в последние годы многие политики и государственные деятели начали поддерживать памятные мероприятия по случаю годовщины депортации и геноцида черкесов 21 мая 1864 года своими выступлениями, заявлениями и постами в социальных сетях. Социальные и политические причины, лежащие в основе этого, конечно, подлежат обсуждению. Отдельный вопрос заключается в том, достаточно ли просто выступлений, заявлений и постов в социальных сетях для поддержки дела народов Северного Кавказа, которые не только в этот период, но и на протяжении последних полутора веков в истории Османской империи и Турецкой Республики играли чрезвычайно весомую роль в поддержании существования государства, разделяя с ним общую судьбу, и в этой связи подарили много имен, сыгравших важную роль в истории страны. Однако в условиях мирового порядка, в котором любые злодеяния, давние или новые, игнорируются в соответствии с западно-ориентированным мировосприятием, когда это считается подобающим западным ценностям и интересам, конечно, такая реакция тоже имеет большое значение. Собственно говоря, неслучайно официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова, предвидя, что, когда голоса угнетенных станут столь же громкими, как и голоса тех, кто их угнетает, балансы нарушатся, пытается быстро перейти в оборону даже против таких заявлений. Потому что, когда голос угнетенных станет громче, от России потребуют ответа не только за бесчеловечные массовые убийства и геноцид в отношении черкесов во время, по выражению самой Захаровой, непростых событий XIX-XX веков. Ведь злодеяния царской России, сталинские расправы и безжалостная политика Путина не ограничиваются черкесами. Содеянное на Северном Кавказе — это не какая-нибудь старая история, похороненная в глубинах истории. По этой причине черкесский вопрос для России рассматривается едва ли не как начало конца. Так, выдвинутый в прошлом году послом России в Анкаре Алексеем Ерховым с отсылкой к депортации и геноциду черкесов довод «они тоже нападали на наши села» фактически носит характер превентивной меры против будущей реакции в ответ на действия России на Украине, в Крыму, Чечне и Сирии. Захарова же в этом году пошла еще несколько дальше и, обратив внимание на трудности, с которыми черкесы столкнулись особенно в первый период Турецкой Республики, прибегла к аргументу «тот, кто без греха, пусть первым бросит камень». Было бы нереалистично утверждать, что у черкесов не было проблем в указанный период. Однако также не следует забывать, что каждый человек и группа, не соответствовавшие идеальному профилю гражданина, сформировавшемуся в данный период, сталкивались с аналогичными трудностями. В этом смысле между отношением к черкесу из-за его языка и обращением с великим народным поэтом Ашиком Вейселем, которого выставили за ворота рынка в Анкаре из-за его одежды, не так много разницы. Однако в последние 20 лет Турция начала смело смотреть этим проблемам в лицо. Потому что черкесы, о которых Турция говорит в заявлениях 21 мая и это критикуется Захаровой, не этническая группа, проживающая в Уганде, а этническая группа, проживающая преимущественно в Турции, и ее родина находится под оккупацией и господством России. Никакую проблему, с которой черкесы столкнулись в Турции, невозможно сравнить с полным изгнанием народа с его родины, отказом ему в праве на существование, совершением геноцида. Действия России на Кавказе как в рассматриваемый период, так и в недавнем прошлом налицо. Все еще свежа боль резни, устроенной в Чечне. Еще не высохли чернила на законе о языке, принятом несколько лет назад в России. Поэтому является ли это заявление беспечностью, происходящей от силы, при которой «цивилизация» не верит в свой конец, уверенностью в том, что мир замрет в молчании, или же дилетантством, вызванным беспокойством на фоне усиливающихся голосов, — это решение необходимо оставить на суд общественности. Однако мы не можем не сделать следующий комментарий. В давней притче грешница, уличенная в дурных деяниях, стояла в стороне, преисполненная стыда, а Иисус, как известно, сказал людям: «Тот, кто без греха, пусть первым бросит камень». К сожалению, в наш век, когда люди испытывают разочарование, сами виновные в дурных деяниях, отнюдь не стыдясь, могут защищаться этими словами. Однако, когда эти слова говорят те, чьи руки излучают свет, получается притча, а когда те, чьи руки проливают кровь, — это войдет в историю как свидетельство позора. Статьи, публикуемые с пометкой «Мнение» (Görüş), отражают личную точку зрения авторов и могут не совпадать с редакционной политикой агентства «Анадолу» (Anadolu).
Загрузка...
Загрузка...

Источник

Предыдущая новость

NKS: попытка Украины сблизиться с Китаем сулит новые разногласия с Западом Грубиян Болтон – опытный координатор Беда для подхалимов в том, что Трамп — загадка: западные СМИ оценили удар по Сирии Немецкий политик: международное право нарушает не только Россия Anadolu: какова позиция иранского руководства по Нагорному Карабаху?

Последние новости