Проект «Лекции в Политехническом» ВятГУ, кажется, на пике своей популярности и востребованности у самой широкой аудитории.
Две подряд аншлаговые встречи в сентябре – знак того, что 6-й сезон стартовал успешно, предложив своим слушателям полярные векторы нового знания – гуманитарный и естественнонаучный. Харизматичный математик – гость проекта Не успела аудитория 1-128 ВятГУ остыть от длительных и горячих аплодисментов, адресованных историку Андрею Фурсову, как не менее восторженно встретила публика известного российского математика Николая Николаевича Непейвода. 29 сентября 2017 года он выступил с лекцией «Это «никому не нужная» логика?» Вопрос, поставленный в конце, стал иллюстрацией задачи, которая блестяще была решена лектором в ходе логических суждений/умозаключений/аргументов, снимающих всякую неопредленность и всяческие сомнения. Страстно и убедительно отстаивал ученый-математик значение логики в процессе получения образования (да и просто в жизни), обращаясь к истории ее возникновения, теориям, примерам из жизни, байкам философов, личному опыту, попутно комментируя презентацию. Столь же страстно и бескомпромиссно парировал Непейвода, отвечая на вопросы, задаваемых ему в режиме off-line, что практически не оставляло vizavi возможности для полемики. Впечатления «Логика не будет лишней до тех пор, пока слова будут вводить людей в заблуждение», – с этой мысли Аристотеля начал повествование гость проекта. И действительно, в ситуации сегодняшнего дня (если иметь в виду зависимость человека от сети) сказанное нередко становится «мемом». Это далеко от «понятия», но очень близко к двойственности/множественности интерпретации, которая процветает как в науке, так и в политике эпохи постмодерна. Впечатления от лекции – самые яркие. Это тот случай, когда сказанное располагает к обдумыванию услышанного еще долгое время. Тривиально говорить в стенах университета, зачем и кому нужна логика? Однако, как подчеркнул лектор, было время, когда логика считалась избыточной наукой, неким чуждым российскому сознанию «западным силлогизмом». Как острие рационального и перфектного в человеке, логика возникла в трех странах: Индии (как стремление к внутренней гармонии), Китае (как стремление к гармонии в обществе и через нее – во всем мире) и Греции – как инструмент изучения внешнего мира, с чего и началась европейская культура и наука. В России до революции логика была обязательным школьным предметом. Немного о прикладной логике Она везде. В вычислительных машинах, космических кораблях, медицине и нейронауках. Она не сводима ни к философии, ни к математике (хотя и то, и другое включает в себя). Ее составляющие – это: теория понятий, теория суждений, теория преобразования суждений, математическая логика и логическая семантика. В XX веке логика проникла в гуманитаристику и закрепилась в таких науках, как лингвистика, когнитивная психология, формальная философия и др., что говорит об универсализме этой научной парадигмы мышления. Три важных вопроса и ответа на них 1. В чем ценность логики? – Логика беспристрастна. Язык ее сухой, а-эмоциональный. Сила ее в том, чтобы предупредить, предостеречь об опасности. И в этом отношении логика вне конкуренции. 2. Чему учит логика? – Сложному умению ориентироваться в жизненных обстоятельствах и принимать правильное решение. Малейшая ошибка в логике доказательств может привести к катастрофе. Современному человеку, нацеленному быть образованным, умным, не хватает античного понимания логики – как согласования одной мысли с другой, умения слушать и слышать. Всему этому учили Сократ, Платон и особенно Аристотель – один из самых универсальных мыслителей, основатель научного языка. 3. Где можно научиться логике? Как считает Непейвода, логике можно научиться самостоятельно. – Это трудно, а значит, возможно! – оптимистично заявил харизматичный лектор из Москвы, доктор физико-математических наук, профессор, главный научный сотрудник Института программных систем РАН Николай Николаевич Непейвода, и был горячо поддержан аудиторией в знак непреложности и убедительности данного умозаключения. Наталья Поспелова, руководитель проекта «Лекции в Политехническом»