Спустя три с половиной года после начала войны в Донбассе, военные действия продолжаются. Периоды относительного спокойствия чередуются с яростными столкновениями. Количество пострадавших свидетельствует об уровне жестокости боевых действиях: по данным ООН, с 2014 года со стороны Украины погибло более 10 000 человек и почти 25 000 получили ранения. Весной 2017 года Министерство обороны Украины сообщило, что в боевых действиях погибло 2 600 солдат и 600 человек были взяты в заложники. Хотя официальных отчетов о потерях со стороны России и сепаратистов нет, но, по некоторым оценкам, они также исчисляются в тысячах. Помимо этого, война вынудила жителей Донбасса бежать. От 1,7 до 1,9 млн. человек проживают в других регионах Украины. Около 900 000 из них нашли убежище за пределами страны, большинство в России. Почему решение конфликта срывается? Предлагая развернуть миротворческую миссию в Донбассе, Россия хочет таким образом заморозить конфликт? Переговоры зашли в тупик В начале мирное урегулирование конфликта потерпело неудачу из-за отсутствия консенсуса по подписанным в феврале 2015 года Минским соглашениям. Большинство политиков и жителей Украины считают эти соглашения в корне неблагоприятными для интересов страны, и несущими угрозу независимости страны. Во время переговоров по Минским соглашениям-2, после долгой ночи обсуждений, президенту России Владимиру Путину удалось заставить Украину, страну, уже потерявшую часть своей территории, признать особый статус для сепаратистов Донбасса, включить пункт о децентрализации в Конституцию и принять закон об амнистии. Президент Украины Петр Порошенко принял эти соглашения, чтобы получить передышку в борьбе и прервать наступление неприятеля. Украинские войска находились в затруднительном положении, особенно в Дебальцево. В Украине, пункты соглашения, касающиеся статуса Донбасса, были немедленно оспорены, и по-прежнему являются камнем преткновения. По большей части они так и остались мертвой буквой. Существуют также проблемы толкования в отношении порядка применения соглашений. Россия считает, что принятие закона об особом статусе Донбасса и конституционная реформа должны предшествовать демилитаризации региона. Украинские власти занимают противоположную позицию, считая, что сначала необходимо обеспечить безопасность на местах, до организации выборов в спорных областях. Они настаивают на гарантиях безопасности, предусмотренных в соглашениях, таких как соблюдение всеобъемлющего и длительного соблюдения режима прекращения огня, отвод тяжелых вооружений и восстановление контроля над 420-километровой границей с Россией. Из-за растущего недоверия и разногласий, переговоры, проводимые рабочими группами под эгидой ОБСЕ, зашли в тупик. Преимущества застоя Этот застой в конфликте связан также с тем, что все воюющие стороны заинтересованы в продолжении войны. Таким образом, конфликт позволяет Кремлю вывести украинские власти на чистую воду на международной арене и на постсоветском пространстве. А это мешает им сосредоточить свои усилия на структурных реформах, что является гарантией долгосрочного сближения с ЕС. В самом Донбассе конфликт привел к служебным привилегиям и создал реальную военную экономику. Самопровозглашенные лидеры Донбасса Александр Захарченко (ДНР) и Игорь Плотницкий (ЛНР) теперь являются «премьер-министрами» в своих «республиках». А применение соглашений обяжет их отказаться от полномочий, которые они сейчас имеют. Из 40 000 военнослужащих сепаратисты сформировали два армейских корпуса, причем около 3 000 российских военнослужащих интегрированы во все командные структуры. Многие военачальники создали целую хищническую экономику. Помимо контрабанды вдоль линии соприкосновения или вдоль границы с Россией, они получают прибыль от торговли оружием. Наконец, продолжение военных действий открывает возможности и для Украины. Это позволяет ей восстановить высокоэффективный военно-оборонный сектор и привести свои вооруженные силы в соответствие с лучшими западными стандартами. Именно с этой целью Киев получает значительную финансовую поддержку и поддержку многих западных советников. Вынужденная непреклонность Киева Отсутствие политического прогресса можно также объяснить изменением баланса сил внутри Украины. Президент Порошенко, который уже выдвинул свою кандидатуру на выборы в 2019 году, находится под сильным политическим давлением. Получив неожиданный удар от правых, Порошенко должен учитывать и враждебность части бывших бойцов и радикальных групп, решивших, во что бы то ни стало противостоять любой реформе, которая откроет путь для федерализации страны или даст карт-бланш сепаратистам. Он должен также принимать во внимание мнение сторон, которые выступают за окончательное отделение Донбасса от остальной Украины, если он хочет сохранить поддержку политических структур, с которыми он создал коалицию в Раде, даже если де-факто эта коалиция не функционирует с начала 2016 года. После отстранения от должности бывшего президента Грузии Михаила Саакашвили, основным соперником Порошенко является мэр Львова Андрей Садовый. Садовый предлагает просто забыть про территории ДНР и ЛНР, которые составляют всего 4 % от общей территории Украины, и ввести внутренние границы. Два депутата из его партии «Самопомощь» организовали блокаду железных дорог в начале 2017 года, чтобы помешать торговле с сепаратистскими регионами, в частности блокировали прохождение вагонов с углем. Идея окончательного разрыва с сепаратистскими территориями получила признание, хотя большинство населения ее не поддерживает. Уловки Москвы Позиция Москвы остается непреклонной. Она придерживается принципиальной линии, требуя выполнения Минских соглашений-2, от которых зависит снятие европейских санкций с России. Весной 2017 года Москва использовала блокаду железных дорог как предлог, чтобы ввести обращение рубля на территориях ДНР и ЛНР и национализировать заводы, в частности те, которые производят уголь, необходимый украинским тепловым станциям для функционирования. Таким образом, Москва дала повод думать, что интеграции Донбасса в Российскую Федерацию возможна. На самом деле это поглощение, скорее всего не входило в планы Москвы, поскольку аннексия Крыма уже повлекла за собой ворох проблем и расходов. Один из способов, призванных вывести ситуацию из тупика, состоял в том, чтобы убедить Кремль в том, что в его интересах будет провести выборы в Донбассе на условиях признанных приемлемыми ОБСЕ, членом которой является Россия. Также речь шла о длительном соблюдении режима полного прекращения огня, закрытии границы с Россией, о возможности работы украинских СМИ в Донбассе и работе проукраинских партий, для ведения предвыборной кампании. Миротворцы ООН в Донбассе? К всеобщему удивлению, в начале сентября 2017 года Россия попросила СБ ООН санкционировать развертывание миротворческой миссии ООН, снабженной легким оружием, в Донбассе, для защиты наблюдателей ОБСЕ в зоне контактной линии. До этого Кремль выступал против размещения там международных миротворческих сил, но затем поддержал инициативу, пойдя на уступки. Это заявление, накануне совместных российско-белорусских военных учений «Запад», сделано с осторожностью, поскольку Россия и лидеры ДНР и ЛНР по-прежнему против размещения миротворцев ООН на всех спорных территориях и вдоль российско-украинской границы (то, на чем Киев давно настаивает). Безусловно, еще рано анализировать этот дипломатический шаг, который Украина и США уже отвергли. Кремль уже лелеял надежду на большую сделку с новой администрацией США. Принимая во внимание переизбрание Ангелы Меркель и сближение Франции и Германии, Кремль соответствующим образом регулирует свою стратегию. В преддверии президентских выборов в России, которые состоятся в марте 2018 года, может возникнуть желание заморозить конфликт, чтобы найти общий язык с Парижем и Берлином и добиться смягчения санкции. Остается понять, насколько лидеры сепаратистов, напуганные подозрительными смертями своих соратников, согласятся участвовать в этом плане. В итоге, Донбасс оказался территорией, не нужной ни Киеву, ни Москве, но от которой ни Киев, ни Москва не могут отказаться из соображений внутренней политики и международного доверия. Эта растущая безучастность с обеих сторон может стать шансом для возобновления переговоров и, в конечном итоге, найти выход из конфликта.