Все проекты Кировской области, в реализации и финансировании которых принимает участие бюджет и сами жители, планируется свести к единому показателю. Общественники разработали проект регионального закона «Об инициативном бюджетировании». На этой неделе документ в ОПКО обсудили с областными, местными чиновниками, юристами и жителями. «Нужен или нет?» - мнения разделились. Общественники разработали проект регионального закона «Об инициативном бюджетировании». «Минуя депутатов»
Как пояснил в начале встречи член рабочей группы по разработке документа Николай Плюснин, в регионе с 2010 года реализуются проекты «открытых бюджетов» - ППМИ, «Народный бюджет», «Самообложение граждан». Законопроектом предлагается объединить те, что есть, и те, что появятся в дальнейшем, под общий термин «инициативное бюджетирование» - он сейчас активно внедряется в России. Основная цель — дать гражданам больше свободы при формировании бюджетного процесса, вовлечь еще больше жителей в решение задач «на местах» и в определении приоритетов при расходовании местных бюджетов. - В процессы, когда именно граждане, минуя депутатов, решают, куда и какую сумму потратить, - добавил Олег Ткачев. В законопроекте оговорена сумма, которую необходимо предусмотреть в облбюджете на проекты, реализованные при софинансировании населения. «Ежегодно вопрос продолжения таких проектов становится предметом острых дискуссий, чем провоцирует излишнюю социальную напряженность», - говорится в пояснительной записке. В рамках проекта ППМИ на местах зачастую ремонтировали дороги. - Если Кировская область стала второй по счету, кто из субъектов в России вошел в такой тип участия граждан в бюджете, то сейчас в списке 43 региона. Сейчас и Минфин РФ требует у регионов отчеты, как у них идет процесс инициативного бюджетирования, есть ли такие программы и как они реализуются. Требование будет предъявляться ко всем. Глобальная система, работа над которой сейчас ведется, - отметилТкачев. Подобный закон уже принят Пермском крае, где на 2017 год по направлению «инициативное бюджетирование» выделено 0,1% от объема бюджета. Причем в законе зафиксирована обязанность увеличить эту цифру по итогам реализации «пилота». Стратегия социально-экономического развития Башкирии до 2030 года предполагает довести объем средств, распределяемых с участием граждан, до 10% консолидированного бюджета, приводятся примеры в пояснительной записке. «Идеология правильная и наша» Поддержал (но с оговоркой) законопроект секретарь ОПКО Александр Галицких:
- Когда рабочая группа начала работу над документом, в начале лета вышла с предложением на меня, на Совет Общественной палаты, мне показалось: это в русле того, что мы делаем в Кировской области все последние годы. 5 августа президент Владимир Владимирович Путин проводил в Кирове совещание по вопросам местного самоуправления, где похвалил Кировскую область и за ППМИ, и за «Народный бюджет». На мой взгляд, понятие «инициативное бюджетирование» хорошо укладывается в тот наш тренд, когда мы больше даем свободы гражданам в муниципалитетах при формировании бюджетов. Но мы договорились с коллегами, что не будем действовать «с кондачка», пройдем все процедуры. Разослали проект по всем крупным муниципалитетам, Заксобранию, минфину. Получили ответы. Думаю, избрали верный путь, сейчас будем вносить предложения-коррективы. Если согласуем все позиции, думаю, в конце 2017 — начале 2018 года можно «выходить», чтобы при формировании бюджета-2019 документ был учтен. Апробировать можно не сразу во всех районах, а в качестве «пилота» взять для начала маленький и большой городской округ, сельский район. В целом идеологи правильная и наша. Мнение критиков Формат обсуждения предполагал дискуссию, и она состоялась. В адрес разработчиков высказывались пожелания-замечания, которые позволят доработать документ и довести до логического завершения. К примеру, как рассказала глава Мирнинского городского поселения (Оричевский район) Ирина Смердова, в Мирном в качестве «пилота» 4 года назад стартовал «Народный бюджет». Все эти годы проект успешно реализуется. - Однако «Народный бюджет» не «вписывается» в правила, изложенные в законопроекте. Если мы говорим о том, что все проекты будем подводить под один формат, то «Народный бюджет» к этому закону никак не относится, кроме выделения денежных средств, - высказала мнение Ирина Смердова подчеркнув, что его «надо доработать». Обсуждение в рамках "Народного бюджета"
Конструктивную критику озвучила и министр финансов Кировской области Лариса Маковеева. Она подчеркнула, что для каждого направления (ППМИ, «Народный бюджет», «Самообложение граждан») в регионе на уровне правительства разработаны и действуют свои нормативные документы, регламентирующие распределение средств бюджета. - По большому счету, отдельного закона не требуется. Понятно, что идея неплохая — объединить все эти направления, однако в случае принятия закон в дальнейшем нас ограничит в выделении денег на проекты, которые уже реализуются в регионе, - считает Маковеева. Она поддержала мнение о том, что законопроект действительно не содержит нормы, предусмотренные для реализации «Народного бюджета»: там «идея другая, чем в ППМИ». Либо его нужно дорабатывать, либо учесть все направления, которые реализуются в области, либо немного подождать, когда такое же решение будет принято на федеральном уровне, высказала мнение Лариса Маковеева. - На уровне федерации пока тоже боятся подходить к тому, чтобы объединить все в одном законе. Почему? Во всех субъектах разные подходы к тому, как привлекать граждан к «бюджетным» вопросам и участию в проектах, финансируемых за счет бюджета. В отзыве регионального минфина (копия есть в редакции) на законопроект говорится: "вопрос принятия законов, регулирующих реализацию инициативного бюджетирования в субъектах РФ, рассматривался 8 сентября 2017 года на Московском финансовом форуме, в ходе обсуждения которого пришли к мнению о нецелесообразности его законодательного регулирования". Теория разнится с практикой В законопроекте оговорена конкретная сумма, сколько денег из бюджета нужно направлять на проекты инициативного бюджетирования. «На реализацию проектов... в составе бюджета Кировской области ежегодно выделяется не менее 1% от объема налоговых и неналоговых доходов, предусмотренных в бюджете Кировской области на очередной финансовый год и плановый период», - говорится в документе. Лариса Маковеева с этим тоже не согласна. - У нас Бюджетный кодекс не предусматривает «увязку» доходов с конкретными расходами, это противоречит бюджетному законодательству, и прокуратура вынесет протест. С принятием документа мы загоним себя в жесткие рамки. Сейчас обсуждаем бюджет на три года. Да, можно прописать, что за сельским хозяйством «закрепим» 10% бюджета, за здравоохранением 10%, за образованием 5%. Если все это четко пропишем, та зачем нам расставлять какие-то приоритеты в бюджете? Пропишем — и все будут довольны. Но в жизни так не бывает, поскольку и формирование доходов бывает разным, и финансирование разное. На практике такой подход неприменим, - считает министр.
- Закрепление суммы в 1% от доходов — самое ценное в документе, - считает член рабочей группы по разработке документа Олег Ткачев. - На законодательном уровне должна быть закреплена конкретная норма, сумма, которая должны быть защищенной. Понятно, что ее размер может обсуждаться. Сейчас софинансирование программ принимается исходя из возможностей бюджета, по остаточному принципу. Невозможно планировать на долгосрочную перспективу, не зная, будет ли финансирование на ППМИ или другие аналогичные проекты. Как можно строить планы на 3-5 лет вперед, не имея гарантий? Считаю, что на законодательном уровне конкретную сумму нужно зафиксировать Еще раз подчеркну: сумма может обсуждаться. В результате вопрос — дорабатывать законопроект или забыть про него — был вынесен на обсуждение членов комиссии ОПКО по общественной экспертизе, этике и регламенту. Комиссия решила: работу продолжить. - Сама задумка законопроекта актуальная. Да, есть необходимость дорабатывать документ, чтобы учесть в нем все проекты, которые реализуются в Кировской области. Чтобы появился единый нормативных акт: проще работать по единому документу, чем заглядывать в существующие сегодня разные. Никто нам не мешает продолжить работу над документом, так и решим, - резюмировала председатель комиссии Марина Копырина.