Похоже, что сближение Москвы и Анкары не готово прерваться. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган недавно защищал подписанный в сентябре контракт на покупку ЗРК C-400 стоимостью около 2,5 миллиардов долларов. «В наших беседах с президентом России Владимиром Путиным мы упоминали, что не планируем останавливаться на C-400. Мы также обсуждали покупку C-500», — заявил президент Турции. Будучи второй по величине армией НАТО после США, Турция отворачивается от своих давних союзников, с которыми ее связи становятся все более хрупкими. Эта новость вызывает большую озабоченность у Запада, так как отношения между альянсом и Москвой резко ухудшились с 2014 года, после аннексии Крыма Россией. «Мы сами принимаем решения о суверенитете нашей страны», — заявил Эрдоган в интервью газете «Hürriyet» после объявления о подписании контракта. «Почему это должно вызывать напряженность? Страна должна искать самые лучшие средства для собственной безопасности », — заявил президент Эрдоган в июле, выступая перед членами Партии справедливости и развития (ПСР). Этот контракт стал результатом длительного процесса после тендера по закупкам ЗРК, объявленного в 2013 году Анкарой. «Рособоронэкспорт», российское агентство по экспорту вооружений, принял участи в тендере наряду с Raytheon и Lockheed Martin из США, франко-итальянским концерном Eurosam и China Precision Machinery Export-Import Corporation (CPMIEC). В 2013 году контракт на вооружение в размере 3,4 млрд. долларов США выиграл CPMIEC, что вызвало удивление сторон принимавших участие в этом тендере. Но в 2015 году под давлением американцев контракт был аннулирован, и переговоры возобновились. «Прагматическое сотрудничество» Выбор в пользу Москвы позволяет Турции обрести определенную независимость. У Анкары нет надлежащей системы ПВО, и она зависит от западных ПВО на своей территории. Решение Турции также является частью процесса примирения с Кремлем, инициированного Эрдоганом после неудавшегося государственного переворота в июле 2016 года. В прошлом российско-турецкие отношений всегда были бурными. С XVII века отношения между царской Россией и Османской империей, а затем между СССР и современной Турцией часто были конфликтными. Сирийская война, начавшаяся в 2011 году, стала очередным олицетворением соперничества между двумя державами: Россией и Башаром Асадом, с одной стороны, турками и сирийскими повстанцами, с другой. Но, к всеобщему удивлению, провалившийся государственный переворот в Турции в июле 2016 года открыл путь к примирению с Кремлем. Это сближение завершается соглашением между Москвой и Анкарой по Сирии. Обе стороны идут на уступки друг другу: Эрдоган более спокойно относится к уходу Башара Асада, Россия меняет свою позицию по отношению к сирийским курдам, источнику беспокойства Анкары. После охлаждения отношений между Турцией и ее западными союзниками подписание военного контракта было воспринято многими наблюдателями как акт недоверия по отношению к НАТО. «Должно было быть желание недоверия, чтобы можно было назвать этот контракт актом недоверия» — заявил Синан Ульген, руководитель Центра изучения экономики и внешней политики в Стамбуле. «Турция остается членом НАТО, но она отдает себе отчет о пользе более прагматичного сотрудничества с Россией в отношении ее безопасности» и прогресса сирийского урегулирования. Анкара, как Москва и Тегеран, является одним из посредников мирных переговоров по Сирии в Астане. Турецкие вооруженные силы развернуты в Сирии, чтобы создать «зоны деэскалации» под руководством трио Астаны, что позволяет туркам помешать курдскому натиску. Военный «пробел» «Однако было бы наивно рассматривать этот контракт исключительно через политическую призму, поскольку у Турции есть военные потребности», — говорит Ульген. После неудавшегося государственного переворота армия стала объектом чисток, которые повлияли на ее жизнеспособность: из 450 000 человек было уволено 22 000 солдат. В частности ВВС Турции столкнулись с большой проблемой: в данный момент у Турции больше самолетов, чем летчиков-истребителей. Из 600 человек 280 были уволены, то есть каждый второй пилот. Столкнувшись с такой нехваткой кадров, Анкара была вынуждена вспомнить о бывших летчиках-истребителях, ушедших в гражданскую авиацию и разрешить некоторым из уволенных пилотов стать инструкторами. «Такое решение было необходимым, чтобы восполнить этот пробел», — объясняет эксперт. «Обеспечение безопасности своего воздушного пространства стало для Турции приоритетом после путча», — продолжает он. Из-за нехватки времени для восстановления положения военных срок поставки ракет стал решающим моментом для Турции в выборе в пользу Москвы. Первая партия ЗРК должна быть поставлена в 2010 году. Это соответствует условиям Анкары, в отличие от предложений по поставкам сделанных со стороны Запада. Однако «Рособоронэкспорт» уже c трудом укладывается в сроки из-за насыщенного графика заказов, уже запланированных для китайских и российских ВС. Постепенное сближение Однако не стоит принимать за чистую монету сближение между Анкарой и Москвой. «Это не означает изменение направления в отношении политики безопасности Турции», — настаивает Ульген. «Турция, безусловно, должна показать западным партнерам, что она может проводить диверсифицированную политику, но Анкара прекрасно понимает пределы своего сотрудничества с Москвой», — говорит он. Российская военная техника, купленная Турцией, не совместима с арсеналом ее союзников по НАТО. Тем не менее, переговоры с концерном Eurosam продолжаются, поскольку 14 июля было подписано предварительное соглашение с Турцией по определению «системы воздушной и противоракетной обороны, которая будет запущена в ближайшие месяцы», — заявили представители Eurosam. Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг также подтвердил переговоры между Турцией, Италией и Францией о приобретении подобного вооружения. Несмотря на слова Эрдогана, защищающего сделку с Москвой, турецкий президент так и не начал дипломатического сближения с Кремлем по другим вопросам. Во время визита в Киев на прошлой неделе он, в частности, напомнил, что Анкара не признает присоединение Крыма к России и, что Турция будет продолжать поддерживать суверенитет и территориальную целостность Украины.