До недавнего времени многие ближневосточные лидеры ехали в Вашингтон, чтобы заручиться поддержкой единственной сверхдержавы, но в последние годы все изменилось. Российские действия на Ближнем Востоке изменили положение в регионе и соотношение сил там. Путину удалось снова превратить Россию в важный фактор на турбулентном и взрывоопасном Леванте. (Советская) Россия была важной силой на Ближнем Востоке во время холодной войны, когда она поддерживала арабские страны в борьбе с Израилем. Однако ее влияние быстро утратилось вместе с крахом коммунизма. Когда США вторглись в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003, русские не могли делать ничего больше, как только наблюдать за происходящим со стороны. С течением лет российское влияние стало расти, и ключевым в этом смысле стал 2013 год. Тогда администрация Обамы решила, что нападет на Сирию Асада. Через два года началась российская войсковая операция, которая коренным образом изменила ситуацию в Сирии и в регионе. Более десяти лет США пытались контролировать богатый нефтью регион, но потерпели поражение из-за непродуманного и наивного экспорта «демократии», недостаточной борьбы с терроризмом и общего замешательства, в которое впадали все администрации, начина с Джорджа Буша-младшего и заканчивая Дональдом Трампом. Россия воспользовалась шансом, который получила благодаря лишенным воображения американцам. Русские заполнили пустующий вакуум. Российский «взлет» на Ближнем Востоке произошел в тот момент, когда американская общественность устала от войн в этом регионе, а государственная власть переориентировалась на Азию. В экономическом смысле Россия находится в невыгодном положении по сравнению с США, поскольку американский ВВП в 13 раз превышает российский. Однако необязательно именно это сыграет решающую роль. У России есть свои преимущества, главное из которых — полное доминирование президента Путина в российской политике и его прочное положение во власти. Ему не нужно беспокоиться из-за Конгресса или из-за выборов, поскольку Путин на протяжении последних почти 20 лет пользуется всецелой поддержкой Государственной Думы, а также своих избирателей. Ближнему Востоку отводится важная роль во внешней политике Кремля. Этот регион относится к приоритетным для России, следуя сразу после Европы и Азии, что подтверждают концепции МИДа РФ от 2013 и 2016 годов. Российское государственное руководство снова считает свою страну важной мировой державой и поэтому не может обойти вниманием Ближний Восток из-за его геостратегического расположения близ российских границ, его природных богатств и его политической нестабильности. Кроме того, этот регион имеет большое символическое значение. Уход России с Ближнего Востока в конце 80-х годов означал развал Советского Союза, а возвращение России в 2015 году ознаменовало обретение ею статуса сверхдержавы. Несмотря на то, что на Ближнем Востоке у России есть геополитические цели, не стоит забывать об их важности для обстановки внутри РФ. Россия активно действует в этом регионе, чтобы стабилизировать ситуацию у себя дома. Российская Федерация включает в себя несколько крупных мусульманских республик, начиная с Чечни и Дагестана на Северном Кавказе и заканчивая Татарстаном и Башкортостаном на Волге. Мусульмане составляют 12% от общего населения РФ. Кроме того, в России миллионы иммигрантов из мусульманских среднеазиатских государств, и многие из них находятся в стране нелегально. Традиционно немусульманские российские регионы от Урала до Дальнего Востока все больше «зеленеют» из-за притока выходцев с Кавказа и иностранных рабочих из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии. Радикальные боевики с Кавказа связаны с «Исламским государством» (запрещено в России — прим. ред.). Радикальная исламистская идеология распространяется по России, а терроризм образца 90-х представляет сегодня большую угрозу для российской национальной безопасности. У России нет настоящих друзей и стратегических партнеров в регионе (как в случае Израиля и США), поэтому российские отношения с местными государствами можно назвать «взаимовыгодными». Россия не ставит условий вроде демократии или соблюдения прав человека, чтобы налаживать партнерские связи, и ей это помогает. За исключением Сирии и, отчасти, Ирана, ближневосточные государства сотрудничают с Россией не потому, что должны, а потому, что хотят этого. Хороший пример в этом смысле — Иран и Саудовская Аравия. Хотя Иран и Россия тесно сотрудничают по Сирии, в остальном для их отношений характерны недоверие, сомнения и разногласия. Россия оказывала поддержку Ираку Саддама в его войне с Ираном, а кроме того, Москва поддержала международные санкции против Ирана из-за его ядерной программы. В последние годы российско-иранские отношения достигли высокого уровня, но не стоит говорить о дружбе — мы видим только взаимовыгодное сотрудничество. То же самое можно сказать о Саудовской Аравии. Москва и Эр-Рияд пришли к договоренности по поводу сокращения добычи нефти в декабре 2016 года, несмотря на разногласия в вопросах Сирии и Ирана. На протяжении десятилетий саудовско-российские отношения были не из лучших, а во времена холодной войны их просто не существовало. Российская операция в Афганистане в 1980-х годах только ухудшила отношения, поскольку Эр-Рияд помогал моджахедам. Русские обеспокоены тем, что саудовцы финансируют легальные и нелегальные мусульманские организации, которые работают, в том числе, в среде российских мусульман. Сейчас главный камень преткновения — это Сирия, однако российско-саудовские отношения никогда еще не были такими динамичными, как сегодня. Долгое время наиболее надежным российским партнером в регионе была Турция, которая остается им и сегодня, несмотря на охлаждение в отношениях с конца 2015 до середины 2016 года. Несмотря на то, что между Москвой и Анкарой существуют разногласия, связанные, прежде всего, с курдами и Сирией, есть у них и нечто общее. Сотрудничество в энергетической сфере, торговле, туризме и неприятие политики США — вот что объединяет турок и русских. Во время первой половины холодной войны Египет оставался главным русским партнером в регионе. И российско-египетские отношения вновь оказались на высоте после того, как генерал Ас-Сиси пришел к власти в 2014 году. Египет продолжает закупать большое количество российских вооружений. Сирия — страна, с которой Россия поддерживает отличные отношения еще с 50-х годов. Хафез аль-Асад был преданным союзником Москвы во время холодной войны. Башар тоже проявил себя как друг, хотя при нем отношения Сирии с Россией были менее близкими. Начало войны в 2011 году крепко связало Дамаск и Москву. Сирия жизненно важна для России, поскольку является российским оплотом в регионе, где находятся российские военные базы. Помимо этого, Сирия важна с геостратегической точки зрения, поскольку связана с российскими партнерами: Ираном, Ираком, курдами и Египтом. Таким образом, можно обозначить сферу российских интересов: от Каспийского моря до Персидского залива и от Средиземного моря до Черного. Ирак входит в эту сферу. Во времена правления Саддама Ирак и Россия были хорошими партнерами, но русские никак не помешали американской интервенции в 2003 году. Сегодня Кремль продолжает поставлять оружие шиитскому руководству Багдада и подписывать с ним энергетические торговые соглашения. Одна пятая часть населения Израиля — русскоговорящие. Путина называют самым «произраильским» российским лидером. Русские отказались от антисемитизма и добавили в отношения прагматизма. Израиль и Россия часто не сходятся во мнении относительно «Хамаса» и «Хезболлы», однако российско-израильские отношения определяет общее стремление бороться с терроризмом. Активизация отношений с Израилем — одно из самых больших изменений в российской политике в регионе, инициированное лично Путиным. Российский взаимовыгодный, неидеологический, прагматичный подход к отношениям с государствами на Ближнем Востоке связан и с некоторыми трудностями. Россия хочет поддерживать хорошие отношения со всеми (прекрасный пример популизма), поэтому случается конфликт интересов, потому что, например, невозможно поддерживать прекрасные отношения одновременно и с Израилем, и с Ираном. Ближневосточные государства осознают российские интересы, но продолжают поддерживать с русскими хорошие отношения, поскольку таким образом получают альтернативу Вашингтону, который не выполняет их желания и не учитывает их нужды. Например, Каир и Москва подписали договор о поставках оружия на три с половиной миллиарда долларов после того, как американская помощь была приостановлена из-за свержения армией президента Мурси. В октябре 2016 года также состоялись совместные российско-египетские войсковые учения. Из-за плохих отношений с Вашингтоном ближневосточные правительства поворачиваются к России, которая хочет расширить свое влияние и сократить американское, но для нее не обязательно играть первую скрипку в регионе. Эту роль Россия по-прежнему оставляет за американцами. Продвижение и отстаивание экономических интересов — главная долгосрочная цель России. Несмотря на то, что она мало экспортирует на Ближний Восток, местные государства (особенно страны Персидского залива) представляют для нее интерес из-за своего большого инвестиционного потенциала, который может укрепить российскую экономику. Государственный Инвестиционный фонд России подписал соглашения об инвестициях и сотрудничестве с инвестиционными фондами Бахрейна, Кувейта, Саудовской Аравии, ОАЭ. Вложения запланированы в торговлю, сельское хозяйство и инфраструктуру. Все соглашения подписаны после введения западных санкций против России в 2014 году. Большой интерес для России представляет и сфера энергетики: нефть, газ и атомная энергия. Российские государственные компании «Газпром» и «Росатом» развивают важные для себя проекты в Иране, Ираке и Турции. Западные санкции усилили давление на Россию, которая теперь вынуждена получать больше доходов на энергетических рынках Ближнего Востока. Договариваясь со странами Персидского залива, россияне пытаются поднять мировые цены на нефть. Кроме того, россияне, в лице государственной компании «Рособоронэкспорт», всеми силами стараются вернуть себе статус крупного поставщика оружия в арабские страны. С 2011 года объемы оружия, проданного в государства Ближнего Востока, постоянно растут, и в 2015 году доля экспорта российского оружия в этот регион достигала 36%. Обеспокоенность монархий Персидского залива собственной безопасностью заставила их покупать все больше российского вооружения. Российскую политику в отношении Ближнего Востока после 2000 года можно назвать поисками своего места под солнцем. Россия хотела вновь обрести положение в этом регионе. И с каждым годом ее роль там росла. Однако только начало арабской весны 2011 года дало России возможность раскрыть свой истинный потенциал. Москва больше не хочет иметь только номинальное значение — она хочет признания себя в качестве серьезной силы в южном Средиземноморье. По прошествии более двух лет с начала российской операции в Сирии ясно, что Москва продолжит активные действия на Ближнем Востоке. Российская операция способствует росту престижа, стабильности и развитию торговли и помогает достичь российских дипломатических, экономических и военных целей. Успехи России в Сирии и Иране впечатляют, но вопросом остается, что будет в будущем с этими государствами, а также со стратегическими интересами России во всем этом регионе. Сирия жизненно важна для России, а остальные страны поддерживают с РФ отношения, основанные на принципах взаимовыгодной дипломатии. Ближний Восток важен для России, но все же не так, как Европа или Азия. В будущем станет понятно, насколько велика ставка, которую российские политики готовы сделать на этот неспокойный регион. Больше всего российскому успеху мешают военные и экономические недостатки российского государства. К сильным сторонам России можно отнести ее прагматичность, энергетическую мощь и, конечно, политический статус сверхдержавы. Ближневосточные народы наконец-то могут надеяться на новые, не американские, силы, и они стремятся в максимальной степени воспользоваться этим фактом — к удовольствию России.