С 17 по 19 ноября в сети кинотеатров «Москино» пройдут бесплатные показы фильмов любимого режиссера.
18 ноября исполняется 90 лет со дня рождения Эльдара Рязанова – автора фильмов, любимых многими поколениями зрителей. К юбилею мастера, любовно запечатлевшего в своих картинах разные уголки Москвы, столичные власти назвали в честь Рязанова улицу. Она расположена в близком соседстве с нашим округом – между улицами Обручева и Новаторов. Эльдар Александрович долгое время жил и работал на западе Москвы.
А в Самаре (городе, где родился Рязанов) в октябре нынешнего года установили памятник режиссеру. На открытии монумента присутствовали вдова и дочь Эльдара Рязанова, обеим памятник понравился. Он установлен неподалеку от дома, где жил в детстве Рязанов. Родители будущего режиссера работали в советском торгпредстве в Тегеране, потом были переведены в Москву, где отец занял пост начальника винного главка. Но его не миновала судьба многих советских чиновников 30-х годов – в 1938-м Александр Семенович Рязанов был арестован и провел в лагерях 17 лет. Эльдар вырос с отчимом, а с отцом возобновил общение в 60-е годы, когда уже был известным режиссером.
Кстати, шанс стать режиссером игрового кино дал Рязанову Иван Пырьев – неутомимый строитель «Мосфильма». Начиналась новая эпоха в советском искусстве, которая позже получит название «оттепель», и кинематографу, вымороженному после сталинских лет «малокартинья», нужны были свежие силы. Рязанов, окончив ВГИК в 1950-м, работал на Центральной студии документальных фильмов, снимал сюжеты для киножурналов «Пионерия», «Советский спорт», «Новости дня». Только в 1955-м он оказался на «Мосфильме», работал над фильмом-ревю «Весенние голоса» (наследство предыдущих лет, когда в год выходило совсем мало картин, и половина из них была, по сути, снятыми на пленку концертами и спектаклями). В 1956-м Пырьев уговорил молодого режиссера Рязанова взяться за комедию «Карнавальная ночь». Как это часто бывает, будущий хит рождался в муках, ничто не предвещало успеха. Долго не могли найти исполнительницу главной роли. Людмилу Гурченко привел на пробы тот же Пырьев. Но в итоге «Карнавальная ночь» Рязанова стала в 1956-м году лидером советского кинопроката. После тяжеловесных исторических, биографических, идеологически выдержанных картин, выходивших в 1940-е, в первой половине 1950-х, сатирическая комедия про встречу Нового года в отдельно взятом ДК покорила публику.
Эльдар Рязанов – удивительная фигура в нашем кино. Он оставался активно действующим режиссером на протяжении полувека! В отличие от своих коллег, не знал простоев. Не боялся экспериментировать, ступать на новые жанровые территории. Признанный «король комедии», в какой-то момент Рязанов погрустнел. Это чувствуется уже в «Гараже» - рязановская любовь к людям тут проходит суровое испытание. «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытую мелодию для флейты», «Дорогую Елену Сергеевну» уже совсем не назовешь комедиями... В 1991-м он сделал странную, во многом фантасмагорическую картину «Небеса обетованные», где по-своему попрощался с советской жизнью и предсказал появление людей растерянных, потерявшихся, оставшихся без крова. Не то чтобы просто бомжей, а таких «обломков империи». Последней картиной мастера стал фильм «Андерсен. Жизнь без любви» - уже даже от названия веет безысходностью. Действительно, история сказочника Ханса Кристиана Андерсена – довольно грустная повесть. В ней зрителю явлена оборотная сторона жизни автора знаменитых философских сказок.
Символично, что именно историю сказочника захотел рассказать на склоне лет Эльдар Рязанов. Ведь его самого считали и считают сказочником от кино. Самые популярные его фильмы имеют в основе своей чудо – причем, на фоне очень узнаваемых реалий. Тем самым у зрителя складывалось ощущение, что чудо возможно и в его собственной жизни. Повезло же рядовому врачу Жене Лукашину оказаться в новогоднюю ночь в квартире прелестной учительницы Нади! Смогла же страшная мымра Калугина преобразиться и выйти замуж в критическом возрасте! На заседании гаражного кооператива встретили друг друга блатные, но одинокие дети высокопоставленных отцов – филолог Марина и сын товарища Милосердова!
Возвращаясь к теме творческой плодовитости мастера, вспомним, что, практически беспрерывно делая фильмы, Рязанов вел на телевидении передачу «Кинопанорама», делал телевизионные неигровые фильмы и передачи как режиссер. Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров. С 2002-го года был президентом Российской академии кинематографических искусств. Всю жизнь Эльдара Александровича преследовали болезни, но, кажется, он убегал от них. Был необыкновенно деятельным человеком, свой авторитет задействовал не в личных, а в общественных интересах.