Представитель правящей партии, пожелавший сохранить анонимность, признает: в ее рядах давно есть люди, мечтающие снести высотку, которую в 1950-х годах подарил полякам Сталин. Наш собеседник считает, что это совершенно естественно и призывает не удивляться публичной дискуссии, ведь для одних это здание — часть истории, а для других — символ коммунизма. «Коллеги рассказывают, что сейчас обсуждается идея проведения референдума в Варшаве в период выборов в органы местного самоуправления (осенью 2018 года). Они говорят, что варшавяне должны получить право вынести свою оценку сталинской высотке, раз партия „Гражданская платформа" собирается узнать их мнение о монументах, посвященных смоленской катастрофе», — добавляет другой информатор. Дворец культуры может взорвать армия Группа сторонников сноса в партии «Право и Справедливость» довольно сильна, однако, раньше она не выступала публично. Она заявила о себе на днях устами четырех министров и заместителя спикера Сейма. Первым выступил глава министерства культуры и вице-премьер Петр Глинский (Piotr Gliński). В эфире радиостанции RMF FM он признал, что идея снести высотку к столетней годовщине обретения Польшей независимости существует. Он сам этим вопросом не занимается, но не имеет ничего против такой операции, если ее проведут осмысленно, чтобы после Дворца культуры в центре города не осталось огромного котлована. К нему быстро присоединился вице-премьер и глава министерства развития Матеуш Моравецкий (Mateusz Morawiecki). На торжественной церемонии подведения итогов двух лет работы правительства «Права и справедливости» он подчеркнул, что мечтает о сносе высотки последние 40 лет, то есть с самого детства. Потом выступил министр внутренних дел и администрации Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak). В беседе с Polskie Radio он заявил: «Дворец культуры и науки — это символ советского доминирования, а символы играют важную роль, ведь они формируют мировоззрение, в первую очередь это касается молодежи». Заместитель министра обороны Бартош Ковнацкий (Bartosz Kownacki) вызвался руководить операцией и сразу же обрисовал в эфире Radio ZET план: он вызывает военных, а те взрывают здание. «Я выступаю за восстановление настоящей Варшавы, такой, какой она была в XIX веке, и возвращение довоенного облика площади, на которой находится Дворец культуры». Это уже высказывание вице-спикера Сейма Рышарда Терлецкого (Ryszard Terlecki), который добавил, что высотка… угрожает здоровью граждан. «Она построена из асбеста, счетчики Гейгера рядом с этим зданием сходят с ума», — объяснил он. Рышард Марковский (Ryszard Markowski), который уже много лет отвечает за техническое состояние Дворца, парировал: «Мы регулярно проверяем здание, и хотя асбест при строительстве использовался, здоровью оно не угрожает. О том, что вокруг высотки кружат люди со счетчиками Гейгера, я не слышал. Не знаю, откуда у вице-спикера Сейма такая информация». Насколько реально взорвать Дворец? «Это мощная конструкция, облицованная керамическими панелями. Разрушить ее при помощи взрывчатых веществ будет очень сложно, — говорит Марковский и добавляет: Взорвать, конечно, можно что угодно, даже земной шар. Вопрос только — зачем?» Арка вместо Дворца Наши источники утверждают, что вдохновителем группы сторонников сноса стал Ян Петжак (Jan Pietrzak) — бард правых сил и певец «перемен к лучшему». «Он ходил с этой темой по СМИ, все началось с него», — сообщил нам анонимно один из членов «Права и Справедливости».
Петжак — влиятельная персона в кругах партии Ярослава Качиньского (Jarosław Kaczyński), там обожают его репризы на политические темы. Канал TVP даже устроил бенефис сатирика в Ополе, стараясь показать его выступление так, чтобы не было видно пустых трибун. Петжак активно подключился к подготовке празднования столетия обретения Польшей независимости. Патриотическое общество, которое он создал, продвигает идею возведения в столице триумфальной арки в честь победы над большевиками в 1920 году. Общество пользуется поддержкой правящей партии, а в число его почетных членов входит, в частности, министр Глинский. Для размещения арки предлагались самые разные площадки, недавно Петжак выступил с предложением поставить ее на Висле (рекой распоряжается не город, а государство). Он хочет, чтобы арка стала новым символом Варшавы, который затмит Дворец культуры. Были даже мысли, что она должна превосходить его по высоте.
«До сих пор нами управляли элиты, которые чтили память Сталина, — объяснял сатирик на канале TVP Info. — Кому-то было важно, чтобы над Варшавой возвышался сталинский дворец». Дворец получил охранный статус благодаря «Праву и Справедливости» Не все представители правящей партии поддерживают нападки на варшавскую высотку. Некоторые наши собеседники считают, что эта тема служит для отвлечения внимания, а власти серьезно готовятся к празднованию столетия обретения независимости. «Мы хотим показать наши национально-освободительные традиции, Дворца науки и культуры в планах не было», — сообщил один из наших информаторов. «Политическое решение по поводу высотки не принято», — добавил другой. Тему сноса здания поднимают в партии Качиньского регулярно. В 2007 году Дворец культуры и науки внесли в реестр архитектурных памятников, однако, прежде чем это произошло, его вопросом успели заняться многие высокопоставленные чиновники из «Права и Справедливости». Воевода Войчех Домбровский (Wojciech Dąbrowski) пытался заблокировать внесение здания в реестр памятников, а его преемник Яцек Сасин (Jacek Sasin) занимался поиском связанных с Дворцом компрометирующих документов. Вся ситуация была для «Права и Справедливости» несколько щекотливой: идея дать высотке охранный статус появилась из-за того, что директор Большого театра в Варшаве (находившийся в доверительных отношениях с мэром столицы Лехом Качиньским) решил устроить в Зале конгрессов Дворца музыкальный театр. Проблемы у высотки возникали и раньше. Внимание влиятельного члена Городского совета Варшавы Мачея Мачеёвского (Maciej Maciejowski) в 2012 году привлекла надпись на одной из скульптур в Зале конгрессов. На книге, которую держал в руках рабочий, были выбиты фамилии Маркса, Энгельса и Ленина. «Это создатели теоретической базы коммунистической идеологии и кровавый преступник, ее олицетворявший. Администрация Дворца, демонстрируя в публичном пространстве вышеуказанную скульптуру, совершает деяние, которое можно квалифицировать как противозаконное», — писал он. Однако фамилии с книги убирать не стали.