Кредиты – это ненадёжная основа для роста в России, особенно при условии, что кредитоспособность российских домохозяйств (она зависит от уровня будущих зарплат) находится не в лучшем состоянии. Недавнее исследование государственного Аналитического центра показало, что в России около 17 процентов работающего населения, или 12,1 миллиона россиян, попадают в категорию работающих бедняков, дохода которых не хватает на минимально необходимое содержание семьи. В ходе исследования также выяснилось, что большинство работающих бедняков в России используют микрокредиты, краткосрочные мини-займы или обычные банковские кредиты для того, чтобы обеспечить себя всем необходимым.
Результаты исследования подкрепляются данными Росстата. Месячная зарплата около 7 процентов работников ниже прожиточного минимума. Доходы более 17 процентов людей, занятых в сфере образования или различных муниципальных служб, составляют меньше прожиточного минимума. Москва поставила цель к 2019 году поднять зарплаты до определяемого законом уровня прожиточного минимума, и минимальная зарплата в 2016 году и в середине 2017 года повысилась. По данным BOFIT, сегодня минимальный размер зарплаты в России – 7 тысяч рублей в месяц, и это всего 60 процентов от среднего прожиточного минимума и 20 процентов от среднего уровня заработной платы. В России соотношение минимальной зарплаты к средней почти наполовину меньше, чем в странах ОЭСР. Поэтому рост долга домохозяйств – это не очень хорошая новость для экономики, так как доступность кредитов на сегодня основана лишь на снижении процентных ставок и не связана с динамикой и уровнем зарплат, особенно в сферах, где он минимален. Не радуют и показатели экономического роста. Рост ВВП в России снизился с 2,5 процента относительно аналогичного периода прошлого года во втором квартале 2017 года до 1,8 процента в третьем квартале 2016 года, что связано с низким уровнем экспорта и отечественных капиталовложений. За период с января по сентябрь рост российской экономики составил около 1,6 процента относительно прошлого года – это гораздо ниже, чем предполагали аналитики и официальные прогнозы. Уровень добычи нефти сократился, хотя цены на ресурс увеличились, а Россия соблюдает условия договорённости со странами ОПЕК. Экспорт нефти и нефтепродуктов в третьем квартале 2017 года увеличился, относительно прошлого года рост составил 26 процентов. Экспорт металлов и сырья резко сократился. В январе-сентябре экспорт продукции относительно прошлого года увеличился на 26 процентов, на долю нефти и газа пришлось 60 процентов всего экспорта. Примечательно, что стоимость экспортируемых товаров и услуг (250 миллиардов долларов) в первые 9 месяцев 2017 года значительно превысила стоимость импорта (170 миллиардов долларов).
Структурное по своей природе замедление роста в России соотносится с низкими темпами роста инвестиций и недостатком динамики в секторах, где преобладают частные компании, за исключением, может быть, сельского хозяйства замкнутого цикла. Замедлилось даже развитие сферы производства продуктов питания, которой должны были пойти на пользу рекордный урожай (в 2014-2017 годах) и импортозамещение. Увеличение капитала и внедрение новых технологий отстаёт от того уровня, на котором им следовало бы находиться спустя 19 лет восстановления после дефолта. На фоне структурного спада в частном секторе растёт сектор государственный. По данным Росстата, за последние годы около 11-12 процентов прибыли российской экономике обеспечили крупные государственные или частично принадлежащие государству предприятия. И это за исключением прямых государственных расходов. Другими словами, государственные расходы и доходы принадлежащих государству компаний составляют около 40 процентов ВВП. Как сообщает BOFIT, доходы государственных компаний «высоко сконцентрированы». Специалисты BOFIT отмечают: «По информации Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, на долю принадлежащих государству компаний приходится 8 процентов доходов [половину этого дохода обеспечивают всего две компании: “Газпром” и “Роснефть”]. Если учесть доходы частично принадлежащих государству компаний, то доля увеличивается до 12 процентов». Это соответствует опубликованной на сайте Expert.ru информации: исходя из списка 400 крупнейших в России компаний, аналитики сообщили об 11 процентах дохода. В Росстате отмечают, что прямые государственные расходы (локальный, региональный и федеральный уровень) составляют чуть больше 13 процентов ВВП. Это значит, что с учётом крупных, средних и малых государственных компаний доля государства в экономике может составлять около 38 процентов, что несколько выше, чем 35 процентов в 2010 году (данные ENRD). Интересно, что неустойчивость структуры российской экономики не очень согласуется с позицией России в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса». Россия расположилась позади Японии на 35 месте из 190, опередив Китай, который занял 78 позицию. В итоге российской экономике вряд ли удастся увеличить нынешние темпы роста (1-1,5 процента), если не изменится основа для увеличения капитала (это необходимо для улучшения демографической ситуации и избавления от хронического недостатка инвестиций в новый капитал в последние годы) и не будут внедрены новые технологии (с помощью которых следует модернизировать промышленность и сферу услуг). Чтобы этот процесс начался, России необходимо одновременно достичь трёх политических целей. России следует в целом улучшить отношения с Европой, продолжая при этом поддерживать торговые отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и привлекать инвестиции. Требуется увеличить долю частного сектора в экономике, уменьшив долю государства до уровня ниже 35 процентов ВВП. Следует сосредоточиться на изменении организационных рамок, из-за которых российские инвесторы сегодня не желают инвестировать в развитие отечественного производства, а также необходимо избавиться от несоответствий в сертификации товаров и услуг в России и Европе и изменить (не для проформы) правовую базу.