В январе этого года, вскоре после того как Дональд Трамп был приведен к присяге в качестве президента Соединенных Штатов, стали звонить телефоны в нескольких рабочих кабинетах Сената. Сотрудникам аппарата Сената стало известно, что Белый дом готовит распоряжение президента о снятии некоторых санкций, введенных против России в 2014 году за ее войну против Украины. «Мы были в ужасе. Все стали звонить друг другу, и вскоре нам стало понятно, что мы услышали об одном и том же», — вспоминает один из участников тех событий. Сотрудники аппарата Сената быстро устроили утечку этих слухов и начали работать над законопроектом, цель которого состояла в том, чтобы санкции, введенные распоряжением президента Барака Обамы, превратить в закон. Его разработчики хотели лишить г-на Трампа возможности отменить их в одностороннем порядке. Хотя ранее введенные санкции были связаны с российским вторжением на Украину, существовали также свидетельства российского вмешательства в американские выборы. Кроме того, озабоченность вызывали постоянные хвалебные высказывания г-на Трампа в адрес Владимира Путина, российского президента, и все это заставило Конгресс действовать. В результате появился законопроект «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (в него также включены меры, направленные против Ирана и Северной Кореи), и он стал единственным законодательным актом, получившим единодушную поддержку обеих партий в Конгрессе. Он был принят 419 голосами против 3 в Палате представителей, и 98 голосами против 2 в Сенате. В результате г-н Трамп был поставлен перед выбором: либо он подписывает этот законопроект, либо его вето будет в Конгрессе преодолено. Подписанный в августе новый закон закрепляет, а в некоторых местах ужесточает санкции 2014 года, которые отрезали российские компании от большинства западных источников финансирования. С экономической точки зрения они совпали с воздействием на экономику России обвала цен на нефть в 2014 году и таким образом ограничили способность России выбраться из образовавшейся ямы. Неопределенность по поводу масштаба введенных санкций заставила иностранцев проявлять осторожность в контактах с любыми российскими фирмами, а не только с теми, которые были непосредственно затронуты. Прямые иностранные инвестиции в Россию сократились с 69 миллиардов долларов в 2013 году до 6,8 миллиарда в 2015 году. Однако со временем бизнес приспособился к новым условиям. Руководители западных компаний постепенно вернулись на проводимые в России мероприятия. Западные инвесторы стали вновь активно приобретать российские государственные облигации. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» не только предотвратил вероотступнические действия г-на Трампа, но и постепенно начал увеличивать давление на российскую экономику. Он расширил ограничения на инвестиции в новые российские нефтегазовые проекты, распространив их на действия российских компаний в третьих странах. Однако эффективность новых санкций, введение которых администрации разрешили отложить до конца января, ослаблена тем, что европейские фирмы ограждены от их воздействия. Газпром, российский газовый гигант, поставляющий в Европу огромное количество природного газа, был исключен из санкционного списка, и то же самое можно сказать о «Северном потоке — 2», о втором трансбалтийском газопроводе, ведущем к берегам Германии. Некоторые американские официальные лица хотели бы, чтобы этот проект был заблокирован, однако желание сохранить единство между Америкой и Евросоюзом оказалось более важным, отмечает Дэниел Фрид (Daniel Fried), бывший американский чиновник, принимавший участие в разработке первоначальных санкций. Кроме того, Америка и Европа не хотели, чтобы возникли конфликты по поводу продажи оружия. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» расширяет существующие санкции, и теперь любой участник «значительной сделки» с российским оборонным сектором и сектором безопасности может пострадать. Однако, будучи вторым крупнейшим в мире экспортером вооружений, Россия поставляет свою продукцию многим друзьям Америки, в том числе Индии, Вьетнаму, Ираку, а также нескольким членам НАТО, включая Турцию, Грецию и некоторые входившие ранее в состав Варшавского пакта государства восточной Европы. Поэтому решение по поводу санкций, относящихся к продаже российского оружия, будет приниматься отдельно в каждом конкретном случае. Но больше всего представителей российской элиты беспокоят персональные санкции. Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций» позволяет вводить «вторичные санкции» (secondary sanctions). Это означает, что американские официальные лица могут применить ограничительные меры против любого человека в любой стране, если он имеет крупные деловые связи с так называемыми «специально обозначенными лицами» (specially designated nationals), которые уже находятся под санкциями. То есть с такими людьми как, например, Игорь Сечин (глава нефтяной компании Роснефть) или Геннадий Тимченко (олигарх с интересами в области транспорта и энергетики). В зависимости от того, как будет применяться Закон «О противодействии противникам Америки посредством санкций», некоторые из наиболее близких союзников и близких друзей г-на Путина могут стать столь же токсичными, как и «специально обозначенные лица» из «Хезболлы», Ирана или Северной Кореи. «Это уже абсолютно за гранью, — говорит один из российских чиновников. — Это выходит за рамки всего того, что мы имели во время холодной войны». Другая часть закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» требует, чтобы администрация представила Конгрессу доклад со списком российских олигархов и высокопоставленных чиновников в области внешней политики, имеющих тесные связи с г-ном Путиным и его близким окружением. Хотя перечисленные в этом докладе лица не подпадают под действие санкций, они становятся потенциальными целями в том случае, если конфронтация между Россией и Западом усилится, и таким образом они сразу же окажутся париями. Этот доклад, в котором должны содержаться оценки личного капитала и источников доходов членов семей, включая братьев и сестер, детей, родителей и партнеров, уже вызвал панику среди представителей российской элиты. «Кто будет проводить подобную проверку? ФБР, ЦРУ или какое-то другое ведомство?» — нервно спрашивает один из сторонников г-на Путина. Никому не нравится все то, что происходит. После включения в этот доклад добиться исключения из списка будет уже почти невозможно. Однако определение понятия «олигарх» продолжает оставаться туманным. Этот доклад должен появиться в начале февраля — за несколько недель до президентских выборов в России — и он может иметь серьезные политические последствия. Содержащиеся в нем дополнительные меры повысят недовольство представителей российской элиты в отношении действий Америки, а также предоставят дополнительные возможности Алексею Навальному, ведущему представителю оппозиции и активному борцу против коррупции. Тем не менее, реализация положений этого закона остается ключевым фактором. Напряженность в отношениях между Конгрессом и Белым домом, ставшая поводом для появления этого закона, может также осложнить его применение. Хотя администрация, возможно, не будет особенно стремиться применить персональные санкции, она не сможет и игнорировать их. «Мы будем наблюдать за ними, как ястребы», — говорит один из сотрудников аппарата Сената.