23 ноября в Сочи президент Владимир завершил четырехдневный марафон заседаний в присутствии высшего командования российских вооруженных сил и высокопоставленных представителей оборонной промышленности. Ставшие традиционными «сочинские встречи» проходят дважды в год, начиная с 2013 года. На них решаются главные проблемы российского военно-промышленного комплекса, а также анализируется состояние военных закупок для вооруженных сил и успехи в этом деле. В этом году сочинские встречи состоялись в десятый раз. Они являются прямым воплощением путинского «ручного управления» в процессе принятия решений, касающихся военной промышленности. Ноябрьские встречи были нацелены главным образом на окончательное согласование Государственной программы вооружения на 2018-2027 годы. Вначале планировалось, что эта программа будет действовать до 2025 года. Однако ее довольно неожиданно продлили до 2027 года, выделив на ее осуществление 19 триллионов рублей. (Это примерно 244 миллиарда фунтов стерлингов). С поправкой на инфляцию эта цифра близка к тем суммам, которые выделяются в рамках действующей программы, рассчитанной на 2012-2020 годы. Таким образом, вооруженным силам будет легче ее осуществлять. Финансирование новой программы представляет собой взаимоприемлемый компромисс (то, что президент Путин назвал золотой серединой) для Министерство обороны и Министерства финансов, руководители которых Сергей Шойгу и Антон Силуанов спорили на протяжении нескольких месяцев. Вопрос о дополнительном выделении одного триллиона рублей обсуждается до сих пор. Согласно имеющейся информации, эти деньги предназначены для «оптимизации и синхронизации» военных поставок и хранения боевой техники. Президент Путин настоял на выделении этих средств, однако они могут стать дополнительным источником коррупции внутри оборонной отрасли. Проект Государственной программы вооружения будет представлен на утверждение президентской администрации в середине декабря. Хотя Государственная программа вооружения продлится дольше, чем ожидалось вначале, в предстоящие годы ее могут скорректировать и привести в соответствие с новыми потребностями вооруженных Сил. Шагая в ногу с новой программой и с выполнением государственного оборонного заказа, Федеральная антимонопольная служба в настоящее время разрабатывает новую формулу ценообразования на закупаемое вооружение. Методика расчетов претерпела изменения, но созданный механизм должен усовершенствовать ценовое регулирование и повысить эффективность закупок, сократив при этом производственные затраты. Поскольку доходы компаний российского военно-промышленного комплекса зависят от производственных затрат, в предстоящие годы это может обернуться для них проблемами. В контексте новой программы участники ноябрьских заседаний проанализировали нынешнее состояние российских вооруженных сил, а также процесс поступления в войска новых образцов военной техники. В этом плане президент Путин выделил два приоритета. С одной стороны, военная промышленность обязана наращивать бесперебойное серийное производство боевой техники и оружия. Это создает дополнительную нагрузку на оборонные компании, от которых сегодня требуется подготовиться к быстрому наращиванию производства, а также модернизировать производственные линии в целях выполнения поставленных задач. Однако компаниям оборонно-промышленного комплекса зачастую не хватает технических и финансовых средств для достижения этих целей, и они испытывают возрастающие трудности в сфере производства, о чем свидетельствуют две осуществляемые в настоящее время программы импортозамещения. Это может негативно отразиться на серийном производстве современной военной техники. Здесь следует сделать оговорку о том, что термин «серийное производство» в России несколько отличается от термина «массовое производство» на Западе. С другой стороны, компании военно-промышленного комплекса должны выполнять требования новой Государственной программы вооружений в плане совершенствования технологий и производства новых систем, что в свою очередь вызывает вопрос о том, как на самом деле следует понимать термин «модернизация». Неизменным и главным приоритетом остается постоянная модернизация стратегических ядерных сил, а также закупки зенитно-ракетных комплексов и высокоточного оружия для вооруженных сил. Закончив цикл масштабного перевооружения, ВВС России будут закупать меньше самолетов и вертолетов, и сосредоточатся на вопросах тылового обеспечения и переброски войск. Тем временем, сухопутные войска в области закупок основное внимание будут уделять модернизированным основным боевым танкам и бронированным машинам. Военно-морской флот определенно окажется в проигрыше в рамках новой программы, и получит меньше надводных кораблей и подводных лодок. Во время сочинских встреч президент Путин настаивал на разработке систем нового поколения, а также требовал сосредоточить усилия и ресурсы на «роботизации» вооруженных сил. Однако, если верить слухам, объемы ассигнований на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в новой Государственной программе вооружения будут существенно сокращены. Это, в свою очередь, помешает военно-промышленному комплексу создавать самые современные системы и приведет к задержкам с их принятием на вооружение. В результате может возникнуть парадоксальная ситуация, решать которую придется Кремлю. Сочинские встречи дали возможность взглянуть на долгосрочные приоритеты российского военно-промышленного комплекса. В своем вступительном слове президент Путин заявил, что вооруженным силам необходимо обеспечивать стратегическое сдерживание, а также «эффективную нейтрализацию» внешних угроз. Пока непонятно, поможет ли новая Государственная программа вооружения российской армии достичь этих зловещих целей.