Китай связывает большие надежды с амбициозным российским СПГ-проектом

25.12.2017 11:49 1

Китай связывает большие надежды с амбициозным российским СПГ-проектом

Россия начала поставки сжиженного природного газа (СПГ) из Арктики в рамках реализации одного из крупнейших в мире СПГ-проектов, и в связи с этим Москва должна сказать Пекину большое спасибо. Подпись к изображению: Президент России В.В. Путин на церемонии открытия завода СПГ на Ямале «Ямал СПГ» на северо-западе Сибири – это предприятие стоимостью в 27 миллиардов долларов. После того, как Запад ввёл экономические санкции против России из-за присоединения Крыма, именно Китай предоставил огромную часть средств, необходимых для осуществления проекта в обмен 30-процентную долю. Китай определённо действует исходя из того, что со временем ему потребуется всё больше и больше энергоресурсов. Пекин также учитывает будущие перспективы и возможность использования Северного морского пути в российской Арктике. «Фантастическое зрелище», – так 8 декабря Владимир Путин отозвался об аэропорте посёлка Сабетта в Ямало-Ненецком автономном округе, вблизи которого расположен завод. Путин выразил свою уверенность в том, что следующие этапы развития проекта пройдут быстро. Первый этап был завершён раньше срока. По словам Путина, второй этап проекта досрочно завершится в следующем году, а третий этап – в конце следующего года или в начале 2019 года. Вторая по величине в России газовая компания НОВАТЭК владеет 50,1 процента акций «Ямал СПГ». Французской Total и Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) принадлежит по 20 процентов. Оставшимися 9,9 процента владеет китайский государственный Фонд Шёлкового пути. После полного ввода в эксплуатацию «Ямал СПГ» сможет производить 16,5 миллионов тонн СПГ в год, это приблизительно 20 процентов годового импорта Японии – одного из крупнейших потребителей СПГ в мире. У китайской CNPC есть право ежегодно импортировать 3 миллиона тонн СПГ на протяжении 20 лет. Проект «Ямал СПГ» застопорился в 2014 году, когда Россия присоединила Крым, а США и Евросоюз в ответ на это ввели экономические санкции. В связи с ограничениями компании НОВАТЭК было трудно получить финансирование из-за рубежа. В 2015 году Китай протянул руку помощи: Фонд Шёлкового пути предоставил компании НОВАТЭК 730 миллионов евро. Стокгольмский институт исследования проблем мира в июньском отчёте сообщил, что Китай стал основным источником финансирования для освоения ресурсов российской части Северного Ледовитого океана, взяв на себя финансирование 60 процентов проекта «Ямал СПГ» с учётом средств, предоставленных Эксимбанком Китая и Государственным банком развития Китая. На глобальном рынке СПГ нет дефицита. Объёмы поставок превышают спрос, а производителей очень много (от Катара до Австралии). Почему же Китай столь активно инвестирует в развитие арктического проекта? По мнению Даисуке Харада из Японской национальной корпорации по нефти, газу и металлам (JOGMEC), одна из причин – это желание Китая занять более выгодную позицию в ходе деловых переговоров. Харада объясняет это следующим образом. В 2019 году CNPC начнёт импортировать природный газ через газопровод в Восточной Сибири, сотрудничая с крупнейшей в России газовой компанией «Газпром». Скооперировавшись с НОВАТЭК, китайская CNPC сможет сравнить цены на СПГ и трубопроводный газ, всё взвесить и занять выгодную позицию в переговорах о цене. Ещё одна возможная причина: Китай пользуется западными санкциями против России, чтобы принять участие в освоении арктических ресурсов. По данным американского геологического исследования от 2008 года, запасы газа в Арктике оцениваются в 47 триллионов кубометров, или в 30 процентов неоткрытых мировых ресурсов. Среди всех стран, имеющих выход в Северный Ледовитый океан, Россия претендует на самые обширные территории. Существует вероятность того, что помимо газа в российской Арктике есть нефтяные месторождения. Китай заинтересован в Северном морском пути, так как страна увеличивает морское присутствие, в основном, в Южно-Китайском море и в Индийском океане. По данным Total, рейс с Ямала в Азию по северному маршруту длится 15 дней, и это в два раза быстрее, чем путь через Суэцкий канал. У маршрута есть недостаток: услуги ледоколов обходятся дорого. Сотрудничая с НОВАТЭК по проекту «Ямал СПГ», китайская CNPC получит опыт в транспортировке и сможет быстрее оченить целесообразность использования маршрута. Харада отмечает, что благодаря глобальному потеплению маршрут станет доступнее. Зимой Северный Ледовитый океан скован льдом, но повышение температуры может привести к тому, что Северный морской путь будет открыт круглый год. Харада утверждает, что Китай относится к Арктике как к продолжению экономической инициативы «Один пояс, один путь», которая простирается от Азии до Европы. Путин высказывает схожие идеи. Президент России сообщил представителям Китая, что Шёлковый путь достиг самого севера, и его объединение с Северным морским путём – это именно то, что нужно. По словам Путина, Северный морской путь станет шёлковым. Конечно, Северный Ледовитый океан находится в центре внимания из-за ресурсов, однако именно этот океан разделяет Россию и США. Как и во время холодной войны, проблема безопасности принимает угрожающие масштабы.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

ВВС США учат истребитель F-35 наносить удары по движущимся наземным объектам — СМИ Сегодня проходит основной этап городского профилактического мероприятия «Пешеход» Британские читатели: пора Западу ответить панде и медведю 24 канал: украинские артиллеристы отразили условное танковое нападение из Крыма Forbes: российский солдат превратится в «железного человека» раньше американского

Последние новости