Лед тронулся — правящие политики Латвии, наконец, начали говорить о необходимости принять так называемый «закон Магнитского». Он предусматривает санкции по отношению к иностранцам, которые связаны с крупномасштабной коррупцией, отмыванием денег или нарушением прав человека. Что такое «закон Магнитского»? Он назван именем российского юриста Сергея Магнитского, который умер в российской тюрьме в 2009 году, где оказался после того, как раскрыл и опубликовал широкую коррупционную схему. Список Магнитского уже в 2012 году создали США, первоначально включив в него лиц, напрямую ответственных за смерть Магнитского. Позже к закону присоединились Канада, Великобритания, Эстония, а в прошлом году — Литва. Эксперты указывают, что и Латвии пора последовать примеру соседних стран, и призывают не «трепетать» перед Россией.
Россия обещает ответить Для стран Балтии это не только проявление солидарности с союзниками — США, Канадой и Соединенным Королевством, но возможность подтвердить, что они выступают за справедливость и не собираются от нее отказываться ради каких-то бизнес-интересов. «Власть закона и уважение к правам человека — неотъемлемая составная часть любого правого государства. Те, кто попирает ногами общепринятые права человека и свободы, должны знать, что они нежелательны в демократическом мире», — отметила после принятия закона в своей стране президент Литвы Даля Грибаускайте. Закон в соседней стране принят прошлой осенью и фактически начал действовать в этом месяце. МИД России шаг Литвы оценил, как проявление враждебности. «Как обычно в аналогичных ситуациях, мы будем действовать по принципу взаимности. Подобрать кандидатов, которым будет запрещен въезд в Россию, не составит труда. В Литве их более чем достаточно», — подчеркнул российский МИД. Российский адвокат Сергей Магнитский, работая в фонде Hermitage Capital, раскрыл систематические случаи коррупции в правоохранительных учреждениях: их работники присвоили государственные деньги в размере 5,4 миллиарда рублей. Считается, что в отместку эти персоны задействовали административный ресурс и организовали уголовное преследование Магнитского, обвинив его самого в присвоении денег. Юрист в досудебном следственном изоляторе был лишен должного медицинского обслуживания и умер за восемь дней до срока, когда его должны были освободить или судить. В «список Магнитского» включены должностные лица МВД России, судьи, следователи и другие. Позже к списку были добавлены такие влиятельные персоны, как глава Следственного комитета России Александр Бастрыкин, а также подозреваемые в убийстве бывшего агента ФСБ России Александра Литвиненко Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Российский суд судил Магнитского посмертно и признал его виновным в коррупции. Россия также «отомстила» США, приняв закон, запрещающий гражданам США усыновлять российских детей. Закон неофициально назван именем ранее усыновленного, а позже умершего в США малолетнего ребенка Димы Яковлева. Правда, российская оппозиция называет его «законом негодяев», подчеркивая, что за границу чаще всего усыновляются тяжело больные российские дети, а упомянутым законом они лишены будущего. Представители России неоднократно пытались неофициально «торговаться» с Вашингтоном, обещая возобновить возможность усыновления, если будет отменен «закон Магнитского». Это указывает на то, что для российской элиты это очень болезненный вопрос. Особо большие надежды возлагались на администрацию президента Дональда Трампа, но они не исполнились.
Вопрос ценностей Исполнительный директор Центра исследований политики Восточной Европы Андис Кудорс подчеркивает, что Латвии необходимо ввести санкции против тех лиц, которые связаны со смертью Сергея Магнитского. Сейчас за дело Магнитского выступают только несколько стран, поэтому важно, что есть смелые, кто сдвинул процесс с места. «По поводу реакции Москвы не следует чрезмерно волноваться, она только в очередной раз продемонстрирует, какие люди и с какими ценностями сейчас правят в России», — сказал Кудорс. Присоединение Латвии к «закону Магнитского» укрепит единство стран Балтии. «Это вопрос ценностей. Какую Россию мы хотим поддержать — элиту, активных участников путинской системы или ту Россию, которая в свое время выступала за независимость государств Балтии и не утратила надежд создать у себя дома государство власти закона?», — риторически спрашивает Кудорс. По всей вероятности, в Латвии дискуссии по этому вопросу ожидаются в феврале. Правящая коалиция договорилась разработать такой список, предусмотрев для определенных лиц запрет на въезд в Латвию, а также меры против их финансовых активов. Однако прогнозируется, что закон в период его подготовки может натолкнуться на сопротивление, к примеру, со стороны заинтересованных бизнес-кругов. Скептически о принятии такого закона уже успел высказаться влиятельный политик от Союза зеленых и крестьян (СЗК) Айварс Лембергс. Свое предположение, почему Латвия последней из стран Балтии примет «список Магнитского», есть и у профессора политологии Латвийского университета Оярса Скудры. «Почему мы так долго ждали? Возможно, в коалиции до последнего момента с возражениями против принятия «списка Магнитского» выступал СЗК. Но когда стало ясно, что принятие такого списка неотвратимо, дан зеленый свет», — полагает Скудра. По его мнению, присоединение к «списку Магнитского» это вопрос политики безопасности, и таким образом можно заслужить благосклонность со стороны США и Великобритании. «Принятие списка — вопрос единства стран Балтии, мы должны последовать за Литвой и Эстонией», — считает профессор.
Не только Россия… Борьба против несправедливости, естественно, не относится только к России. В 2016 году создан «глобальный список Магнитского», который дает право учреждениям власти США за нарушения прав человека устанавливать запрет на въезд и финансовые санкции против любого лица в мире. У списка остается имя Магнитского, но изменились акценты: от борьбы за права человека и власть закона больше к политике безопасности. В расширенный список санкций учреждения власти США недавно включили генерала из Мьянмы Монгу Монгу Суэ, которого считают ответственным за преступления против этнорелигиозного меньшинства рохинджа. Санкции США распространены на бывшего президента Гамбии Яхью Джаммеха, который создал в своей стране отряды преследователей и убийц, действовавших в его интересах. В список внесен также предприниматель из Южного Судана Бенджамин Болл Мэлл за коррупцию, израильский предприниматель Дан Гетлер, которого подозревают в коррупционных следках с Демократической Республикой Конго, пакистанский хирург Мухтар Хамид-Шах — он возглавил преступную сеть трансплантации органов, жертвами которой стали пакистанские рабочие. В свою очередь, из российских должностных лиц в упомянутый список по запросу Государственной кассы США включен президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров и высокопоставленные представители правоохранительных органов Чечни за их связь с убийствами.