Если б я был султан

01.02.2018 6:31 1

Если б я был султан

Турция стремится распространить больше террористических группировок
План Эрдогана направлен на то, чтобы помешать интеграции между Египтом и государствами Персидского залива после «революции 30 июня»

«Братство» пренебрегло константами египетского патриотизма и арабского национализма
Политическая среда на Ближнем Востоке претерпела радикальные изменения с конца первого десятилетия нынешнего тысячелетия. Египетское государство оказалось под воздействием этих изменений, а также внутренних преобразований, что привело к власти «Братьев-мусульман», политическая ориентация которых не соответствовала роли Египта, с одной стороны, и тенденциям в арабском мире, с другой. Политические убеждения «Братьев-мусульман» основывались на том, что родина для них — не что иное, как горстка гнилой почвы, по сравнению с интересами создания исламского халифата. Даже если бы его возглавила Турция, в то время как Эрдоган заявляет о себе как о мусульманине, но президенте светского государства. Египетский корабль продолжал тонуть, потому что «Братья-мусульмане» стали пренебрегать константами египетского патриотизма и столпами арабского национализма, а краеугольным камнем для них являлось удержание власти любой ценой. Египет, арабы в целом, и страны Персидского залива, в частности, сталкиваются с пятью региональными проектами, два из которых были выдвинуты Вашингтоном на более раннем этапе, а три остальные представлены Турцией, Ираном и Эфиопией, и все они различны с точки зрения направленности, конкретных политик и рисков. Географическая обусловленность проектов вызвана тем, что арабская нация занимает большую часть Ближнего Востока, историческая — тем, что на протяжении истории арабы взаимодействовали с государствами, выдвинувшими эти проекты. Наконец, политическая обусловленность заключается в том, что все пять проектов являются результатом слабости арабского населения после политического и идеологического раскола в арабском мире в начале 90-х годов. Целью этой статьи является рассмотрение турецкого проекта и доктрины неоосманизма, в основе которых лежит привлечение всех движений политического ислама, в первую очередь организации «Братья-мусульмане», включая, в случае необходимости, террористические движения, а также проект меньшего масштаба — по созданию южного курдского пояса безопасности, направленного на обеспечение безопасности турецкой границы. При этом Турция не возражает против включения в этот пояс так или иначе (как и в прошлом) бригады Искендеруна (провинция Хатай) для возрождения халифата путем присоединения арабских стран к Турции в качестве жизненно важной территории. Неоосманизм — следствие того, что Турция представляет собой ключевое евроазиатское государство, как с точки зрения истории, так и географии. Географическое положение Египта и Турции в регионе Ближнего Востока определяет то, что турецкий проект противостоит египетскому. Являясь результатом внешней политики Ахмета Давутоглу, он основан на шести принципах: достижение баланса между безопасностью и свободой для всех стран и групп, отсутствие проблем с соседними странами и позитивное влияние Турции на различные регионы внутри и за пределами соседних стран (Ближний Восток, Европейский Союз, США, Центральная Азия, Иран, Эфиопия), следование многомерной внешней политике, пересмотр принципов турецкой дипломатии, чтобы она стала более гармоничной, а также выработка нового дипломатического стиля. В этом контексте цели турецкого проекта в отношении Египта были сформулированы следующим образом. Во-первых, предотвратить интеграцию между Египтом и странами Персидского залива, начавшуюся после событий 30 июня. Во-вторых, задействовать против Египта террористические группировки у его границ. В-третьих, способствовать пропаганде против Египта через каналы «Братства», открытые в стране. Это стало очевидно по той роли, что сыграла Турция в кризисах в Сирии и Ираке. В Ираке Турция не интересовалась установлением своего влияния, кроме как в период американской оккупации и в отношении иракских курдов, поскольку она знала, что избавление от иракской армии было в первую очередь требованием Израиля. Несмотря на курдское стремление к независимости, Турция координировала свои действия с Соединенными Штатами, чтобы предотвратить получение этой независимости. Анкара в тот период разделяла взгляды США, поскольку является членом Североатлантического альянса, имеет связи с Организацией экономического сотрудничества и развития и Советом Европы, а также ввиду того, что США используют турецкие военные базы. Однако после неудачной попытки совершения переворота в стране в июле 2016 года турецкие власти скорректировали свои цели по созданию новой османской империи, тем более что кризис в Сирии стал причиной изменений, которые Турция должна была учесть. Во-первых, Анкара стала координировать свои действия в Сирии с Россией и Ираном с целью защиты Эрдогана от свержения, в связи с чем турецкие цели в Сирии стали более скромными и сегодня заключаются в проецировании некоторого влияния на ситуацию, но уже без попыток свержения Асада. Во-вторых, Турция предпочла сотрудничеству со странами ССАГПЗ более широкое военно-стратегическое партнёрство с Катаром путем создания военной базы в этой стране. В-третьих, турецкие власти стремятся осадить Египет при помощи военных баз, которые могут угрожать его национальной безопасности, в том числе посредством турецкой военной базы в Сомали, прямого сближения с Эфиопией по вопросу о водном и военном сотрудничестве, а также установления стратегических отношений с Суданом. В-четвертых, Анкара провела открытые военные встречи начальников штабов Турции, Катара и Судана в Хартуме в кулуарах визита Эрдогана в этот город. Также было достигнуто соглашение по поводу предоставления Турции права управлять островом Суакин. В-пятых, Турция расширяет свою деятельность в Чаде по причине его непосредственного влияния на ситуацию в Ливии, прилегающей к Египту. Примечательно, что Турция в основном нацелена на развертывание большего количества террористических сил вокруг Египта, используя при этом американскую инфраструктуру в Африке, созданную в рамках проекта Клинтона в зоне Большого Африканского Рога, в который наряду со странами бассейна Нила входят Сомали, Судан и Джибути. Анкара стремится к распространению террористических сил в странах Сахеля и Сахары по обеим сторонам от арабо-африканской линии соприкосновения, что предполагает присутствие вооружённых ополченцев в Ливии. Что касается Сирии, то ситуация там претерпела много изменений в связи с попыткой переворота в Турции, появлением там российских вооружённых сил и борьбой России с терроризмом, в первую очередь с «Исламским государством» и «Джебхат ан-Нусрой» (запрещены в РФ — прим. ред.). Анкара стремилась извлечь выгоду из сирийского кризиса, используя своё уникальное географическое положение на пересечении Балкан, Кавказа и Ближнего Востока. При этом учитывается, что Россия может играть ведущую роль в разрешении конфликтов, которые продолжают отрицательно влиять на отношения Турции с ее ближайшими соседями в трех регионах.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган и президент России Владимир Путин на пресс-конференции по итогам российско-турецких переговоров. 13 ноября 2017

В соответствии с этим политика, разработанная Ахметом Давутоглу, профессором университета, которого Реджеп Тайип Эрдоган назначил министром иностранных дел, а затем премьер-министром страны, способствовала улучшению отношений с Россией в области энергетики и экономики, а также улучшению стратегических позиций Турции у границ России и на Кавказе. Так, Анкара стала развивать отношения с Арменией, Афганистаном, Сирией, Ираком и даже Ираном, несмотря на появление сомнений у последнего относительно турецких амбиций, когда Турция предложила выступить в качестве посредника между Ираном и западными странами в ходе урегулирования ядерного кризиса. Эта внешняя политика, основанная на принципе «ноль проблем с соседями», способствовала возрождению стратегических амбиций страны, о которых она впервые заявила во времена президентства Халиля Тургут Озала, то есть в период падения биполярного порядка в 90-е годы прошлого века. Однако тогда эти амбиции не были реализованы. В начале второго десятилетия XXI века у Турции появилось то, чего она хотела, когда ей удалось сформулировать политику неоосманизма, и этот успех выражался в нескольких аспектах. Так, Турция впервые в своей истории была избрана в качестве непостоянного члена Совета Безопасности в 2009-2010 годах. Затем в январе 2010 года Турция стала Председателем Парламентской ассамблеи Совета Европы. Кроме того, турецкая экономика поднялась с 28-го на 17-е место в списке крупнейших экономик мира, в результате чего страна стала членом Большой двадцатки, самого влиятельного форума в сфере экономики и глобализации. В 2004 году Турция впервые заняла пост председателя Организации Исламского сотрудничества, что способствовало развитию ее отношений с исламским миром. Более того, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган был награждён премией короля Фейсала, которая является крупнейшей наградой в исламском мире. Также успехам Турции способствовало изменение позиции кемалистов в отношении восточных соседей, с одной стороны, и мусульманских партнеров на Ближнем Востоке — с другой. Наконец, Турция использует «мягкую силу» на Ближнем Востоке, проецируя ее через телесериалы, которые отражают турецкую модель западного государства, которое достигло многих успехов, а также то, что Турция при этом — мусульманская страна, которой правит происламская партия. Эта новая турецкая политика Турции противоречит интересам некоторых арабских государств, в первую очередь Египта и Саудовской Аравии, поскольку Турция имеет более тесные и институционально устоявшиеся отношения с Западом. Это привело к увеличению пропасти между Египтом, Саудовской Аравией и ОАЭ, с одной стороны, и Турцией, с другой, особенно если учесть турецкое отношение к организации «Братья-мусульмане». Так, Анкара позволила ей вести на своей территории враждебную по отношению к Египту деятельность, в частности, было разрешено открыть несколько телевизионных каналов для пропаганды против египетских властей. В конце концов все это привело к созданию турецких военных баз в Катаре и Джибути, получению права на управление островом Суакин в Судане, что свидетельствует уже о военном характере противостояния, в то время как стать президент ас-Сиси заявил, что Египет не вмешивается во внутренние дела соседних стран, и призвал внимательно следить за ситуацией на египетской границе.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Российская Пэрис Хилтон выйдет из президентской гонки? Столичные инспекторы ГИБДД проводят практические уроки безопасности среди детей Народные гуляния в парке Фили Популистское заявление Марии Захаровой Enab Baladi: хлеб с запахом войны

Последние новости