В то время как американцев больше всего хотят ясности в вопросе о том, в какой степени предвыборный штаб Дональда Трампа сотрудничал с российскими властями, чтобы обеспечить себе ключи к Белому дому, европейские страны тратят несколько десятков миллиардов на американские ракеты, которые должны сдерживать «угрозу с Востока». Самой последней стала Швеция, которая в отличие от Норвегии в НАТО не входит. В среду администрация Трампа заявила, что Государственный департамент США одобрил потенциальную продажу шведам так называемых зенитно-ракетных комплексов Patriot, включающих в себя до 300 ракет, пишет SVT.
Потенциальная покупка стоимостью в 25 миллиардов шведских крон сначала должна быть одобрена Конгрессом США. Ракеты комплекса обладают мощностью, необходимой для того, чтобы сбивать ракеты малой и средней дальности, а также беспилотники. И хотя ни в одной стране власти не станут говорить это вслух, почти общепризнанная истина заключается в том, что размещение систем противовоздушной обороны поблизости от России в большой степени рассматривается как способ остановить российские ракеты, по мнению целого ряда военных аналитиков. «Эти сделки — ответ не только на возросшую военную активность России в регионе, но и на то, что Россия готовится модернизировать свою авиацию и свои ракеты дальнего радиуса действия, — заявил Магнус Норденман (Magnus Nordenman), директор по трансатлантической безопасности в аналитическом центре Atlantic Council, в беседе с CNN. И американские, и европейские военные стратеги выражали озабоченность в связи с размещением Россией новых ракетных комплексов близ границ европейских соседей страны, сообщает канал. — Возможно, в России не столько же самолетов и ракет дальнего радиуса действия, сколько было у Советского Союза во время холодной войны, но нынешние российские системы вооружений обладают гораздо большей мощностью, чем их предшественницы времен холодной войны, — подчеркнул Норденман далее.
Ядерные ракеты Уже в ноябре прошлого года стало ясно, что шведское правительство примет решение о покупке американских зенитно-ракетных комплексов. Но министр обороны Швеции Петер Хультквист не хотел спекуляций на тему о том, может ли покупка систем Patriot рассматриваться как провокация по отношению к России, пишет Aftonbladet. Интерес к комплексам Patriot, во всяком случае, не уменьшился после того, как Россия в начале этого месяца разместила ракетные комплексы «Искандер» в анклаве Калининград, зажатом между членами НАТО Польшей и Литвой. «Искандер», или SS-26 Stone, по натовской классификации, — ракетный комплекс, который может сбивать как баллистические, так и крылатые ракеты. Ракеты обоих типов могут быть оснащены обычной боеголовкой или — что гораздо более пугающе — ядерной боеголовкой. «Комплекс, который Россия разместила в Калининграде, имеет дальность до 500 км. Этого достаточно, чтобы поразить районы в глубине многих соседних стран», — говорит аналитик и эксперт по России Тур Буккволл (Tor Bukkvoll) из Научно-исследовательского института Вооруженных сил Норвегии (FFI).
Дальность действия до 500 км имеют баллистические ракеты. Радиус действия крылатых ракет гораздо больше. Страна, расположенная к Калининграду ближе всего, Польша, ранее уже интересовалась комплексами Patriot. В ноябре прошлого года Госдеп США тоже дал полякам «зеленый свет» на потенциальные закупки на сумму до десяти миллиардов долларов. Румыния, которая со своей стороны выражает озабоченность по поводу российской военной активности в Черном море, также проявила интерес к ракетным комплексам. На прошлой неделе поступило сообщение о том, что страна уже подписала контракт на соответствующую покупку. Вместе с тем Финляндия, не являющаяся членом НАТО, предупредила осенью прошлого года, что будет тратить больше денег на покупку вооружений для обороны страны, как сообщает Reuters.
«Чрезвычайно плохие отношения» Букквол считает, что понять, почему европейские страны сейчас готовы тратить на вооружения большие суммы, несложно. «Это в очень значительной степени отражает чрезвычайно плохие отношения между Россией и Западом. Как очень реальные разногласия по поводу ближайших к России территорий, так и характер авторитарного российского режима дают все основания полагать, что эта напряженность будет продолжаться долго. Если бы Россия была реальной демократией западного образца, то уровень напряженности между Россией и Западом был бы существенно ниже», — считает он. Вместе с тем нет никаких сомнений в том, что Россия вообще начала делать крупную ставку на ракеты дальнего радиуса действия — и в особенности на крылатые ракеты, считает Буккволл. Поэтому он не думает, что у русских сейчас вызывает удивление тот факт, что европейские государства, в свою очередь, начали делать ставку на противоракетные комплексы. «После холодной войны образ врага совершенно изменился, и противовоздушная оборона в Европе была в загоне. Неожиданно появились враги, которые, в основном, не имели ни самолетов, ни современных ракетных систем, такие, как повстанческие движения в Афганистане и Ираке. Сейчас противовоздушной обороне стали уделять внимание все большее количество стран, потому что Россию вновь стали воспринимать как угрозу», — считает он.
«Россия в окружении» В Норвегии сейчас должны принять решение о том, следует ли стране принять участие в натовском противоракетном щите, о котором так много говорят.
Правительство создало экспертную группу, в которую вошли ученые из Научно-исследовательского института Вооруженных сил Норвегии (FFI) и Агентства противоракетной обороны Вооруженных сил США (MDA). Группа должна дать правительству советы относительно возможного вклада Норвегии. Эксперты должны были закончить анализ до наступления нового года, но в среду стало ясно, что они не успели. Противоракетная оборона — исключительно болезненная тема для норвежской внешней политики, пишет информационное агентство NTB. В то время как Министерство обороны считает, что противоракетный щит будет иметь «чисто оборонительные функции», русские смотрят на дело совершенно иначе, заявила в прошлом году политолог Юлие Вильхельмсен из Норвежского института внешней политики (NUPI). «Сопротивление противоракетной обороне — мантры российской риторики, которая строится на утверждениях о том, что Запад окружает Россию и пытается ее одолеть», — заявила Вильхельмсен в беседе с газетой Klassekampen, добавив, что российское руководство использует это как аргумент в пользу собственной гонки ядерных вооружений. «Это еще больше обостряет конфликтную ситуацию с Россией, которая и так уже пугающе остра». Пресловутый противоракетный щит вызвал негодование президента России Владимира Путина, который заявил на одном из заседаний заявил в конце 2016 года:
«Нам необходимо укреплять военный потенциал наших стратегических ядерных сил, особенно с помощью ракет, которые могут надежно проникнуть в любые существующие и перспективные системы противоракетной обороны, — заявил он, по словам France 24.