В недавнем смягчении санкций США против российского производителя алюминия компании «Русал» можно увидеть как минимум два важных сигнала инвесторам и официальной Москве. Во-первых, администрация Трампа слабо представляет себе, каково будет воздействие санкций, прежде чем вводить их. Во-вторых, она не хотела бы применять санкции, которые могут привести к значительному сопутствующему ущербу за пределами России. Эти особенности американской политики санкций являются одновременно благом и проклятием для президента России Владимира Путина. Метод проб и ошибок, лежащий в основе этой политики, означает, что любое лицо (или принадлежащая ему компания), может пострадать в любой момент, особенно если они имели несчастье появиться в списке Forbes Russia, который Министерство финансов США использует в качестве основного источника «олигархов», подлежащих карательным санкциям. Однако, нежелание Вашингтона причинять ущерб своим «партнерам и союзникам», чьи интересы министр финансов Стивен Мнучин назвал причиной своего отступления в случае с «Русалом», фактически посылает российским компаниям и государству безошибочный сигнал: расширение деятельности на международном рынке является эффективным способом борьбы против санкций. Это полезно знать, исходя как из стратегических, так и тактических целей. Санкции против крупнейшего акционера «Русала» Олега Дерипаски и его активов были первыми действительно эффективными американскими ограничительными мерами против России. Фактически запретив «Русалу» заниматься бизнесом в долларах и тем самым сделав невозможным экспорт алюминия в США, администрация Трампа вынудила второго по величине производителя металла в мире найти новые рынки сбыта, которые обеспечили 14,4 процента его доходов в прошлом году. Кажущаяся случайность удара – неясно, почему именно Дерипаска был выбран первым для столь жесткого наказания – напугала инвесторов, и российские акции рухнули по всему рынку. Я по-прежнему убежден в том, что Дерипаску выбрали потому, что его компания занимается алюминием, объектом импортных тарифов Трампа, которые, по его мнению, смогут оживить отечественное производство. Возможность убить двух зайцев одним выстрелом – наказать Россию и убрать крупного зарубежного игрока с американского алюминиевого рынка – должно быть выглядела слишком привлекательно, чтобы ей не воспользоваться. Однако, никто в Министерстве финансов не предусмотрел последствия своих действий для глобального алюминиевого рынка, где «Русал» был включен в международные производственно-сбытовые цепочки. Цены на алюминий немедленно подскочили, что принесло убытки американским компаниям, покупающим это сырье. Кроме того, австралийско-британская компания Rio Tinto была вынуждена экстренно искать других покупателей для своего глинозема (сырье для производства алюминия), а завод «Русала» в Ирландии оказался под угрозой закрытия. Это создавало потенциал для потери рабочих мест и возникновения дефицита глинозема во всей Европе. Именно эти проблемы, информация о которых дошла до Министерства финансов США, по всей видимости, смягчили сердце Мнучина. «Правительство США не желает причинить вреда трудолюбивым людям, которые зависят от «Русала» и его дочерних компаний», – сказал он, согласно заявлению его департамента. Карательные планы правительства США, добавил Мнучин, ограничены лично Дерипаской. Новая редакция санкций против «Русала» дает компании дополнительные шесть месяцев, вплоть до 23 октября, чтобы свернуть операции в Соединенных Штатах, но Мнучин ясно указал на то, что если Олег Дерипаска перестанет быть владельцем акций «Русала», компания может быть исключена из санкционного списка. Деловые партнеры по-прежнему будут опасаться вести дела с «Русалом», и они, несомненно, будут работать над запасными вариантами на случай непредвиденных обстоятельств, но, по крайней мере, во всем этом уже не будет прежней срочности. Результаты этих шагов проявились в падении цен на алюминий, почти таком же стремительном, как скачок после первоначального объявления о введении санкций. Динамика цен на алюминий на Лондонской бирже металлов Это хорошая новость для «Норильского никеля», принадлежащего на паях Дерипаске и еще одному русскому олигарху, который сделал свое состояние во время приватизации девяностых годов, Владимиру Потанину. Будучи крупнейшим поставщиком никеля и палладия во всем мире и одним из десяти мировых лидеров по производству медных труб, «Норильский никель», по идее, должен чувствовать себя в безопасности: санкции привели бы к еще более серьезным потрясениям на рынке, чем в случае с «Русалом». Маловероятно, что Соединенные Штаты нанесут удар по российским нефтегазовым компаниям, которые играют важную роль на мировом энергетическом рынке, или российским производителям стали. Российское правительство также может вздохнуть с облегчением. Его суверенный долг, которому международным рейтинговым агентством Standard & Poor’s в прошлом феврале был присвоен инвестиционный рейтинг, также не подпадает под санкции. Однако, имеется ловушка, как для российских миллиардеров, так и для правительства. Соединенные Штаты фактически претендуют на право решать, кто должен владеть акциями российских компаний, а кто — нет. Теперь и сам Дерипаска и правительство России будут заинтересованы в поиске решения этой проблемы. Смягчит ли Вашингтон свои санкции, если Дерипаска уступит часть своей доли какому-нибудь банку, принадлежащему российскому государству? Приведет ли к отмене санкций номинальная продажа акций доверенному лицу? Или Дерипаска просто использует оставшиеся дополнительные месяцы для того, чтобы увести компанию с американского рынка, решив сосредоточить свою активность исключительно в Азии? Я предполагаю, что компания и российское правительство будут искать схему, которая удовлетворит США, не прибегая к лишению собственности Дерипаски. Если это увенчается успехом, остальные поступят подобным образом в качестве мер предосторожности. Как бы то ни было, санкционный «наезд» США, на самом деле крайне болезненный, явно не увенчался успехом. Он показал, что удары по компаниям, прочно интегрированным в глобальные рынки, могут иметь слишком много непредвиденных негативных последствий и невинных жертв. Существует очевидная альтернатива, к которой Соединенные Штаты почему-то не относятся всерьез. Михаил Ходорковский, бывший владелец крупнейшей нефтяной компании России и один из наиболее последовательных противников режима Путина, изложил ее в газете Wall Street Journal 22 апреля. «Настоящий враг Запада – и враг российского народа тоже – это группа из примерно ста бенефициаров путинского режима и нескольких тысяч их сообщников, многие из которых занимают высокие посты в Федеральной службе безопасности и президентской администрации», – написал Ходорковский. Он предложил, чтобы Запад ввел санкции именно против этих людей, большинство из которых «начали свою карьеру в подпольном криминальном мире Санкт-Петербурга». Безусловно, это вовсе не олигархи, разбогатевшие в годы правления предшественника Путина, Бориса Ельцина. Они являются настоящими друзьями Путина со времени совместной службы в КГБ или в мэрии Санкт-Петербурга. Эти люди обладают тайным влиянием на российские системы правосудия и правопорядка, способны отнимать бизнес у других людей и получать крупные правительственные заказы. Другими словами, речь идет о «новой аристократии» путинской эпохи. Соединенные Штаты наложили санкции на некоторых близких друзей Путина с первых дней его карьеры. Среди них исполнительный директор нефтяной компании «Роснефть» Игорь Сечин, миллиардер Геннадий Тимченко и три члена сверхбогатой семьи Ротенбергов. Независимо от того, являются ли они членами группы, о которой говорит Ходорковский, его предложение состоит не в том, чтобы нанести удар по нескольким сказочно богатым людям, чья близость к Путину общеизвестна. Речь идет о терпеливой работе по расследованию деятельности сомнительных фигур, разбогатевших за счет близости к режиму Путина, отслеживании их активов на Западе и замораживании капиталов прежде, чем те смогут отреагировать, а также информировании общественности о связях этих людей с Путиным и его ближним кругом. От таких акций рябь пойдет по всей России, но при этом она не затронет важнейших мировых рынков. Небрежные формулировки, подобные тем, что используются Министерством финансов в случае с Дерипаской – «обвиняется в угрозе жизни конкурентов по бизнесу, незаконном прослушивании правительственного чиновника и участии в вымогательстве и рэкете», – лишь выдают недостаток опыта. Любой желающий может найти упоминания об этих обвинениях в Интернете. Неужели это самое большее, на что способно правительство Соединенных Штатов? Следуя совету Ходорковского, напротив, оно могло бы заставить дрожать от страха очень многих в Кремле и вокруг него. Большая часть 1 триллиона долларов, которые были вывезены из России в первые годы после распада Советского Союза, не достались «олигархам» старой школы. Запад все еще делает недостаточно, чтобы выследить это богатство и его владельцев. Он ищет там, где светло, а не в тени, где прячутся настоящие преступники и их капиталы. То, что произошло с «Русалом», показало всю ошибочность такого подхода.