С того момента, как премьер-министр Японии Синдзо Абэ вступил в должность, Россия и Япония провели более 30 раундов переговоров по «Курильскому вопросу». Так как ни одна из сторон не желает идти на уступки, страны до сих пор не могут подписать мирный договор, который стал бы основой их отношений. 8 февраля 2018 года на первом Общенациональном съезде за возвращение «северных территорий» (так в Японии называют Южные курильские острова) Синдзо Абэ официально выступил с предупреждением о возможном начале боевых действий, а также объявил, что «северные территории» могут быть возвращены силой. Южные курильские острова, как с точки зрения экономических интересов, так и с точки зрения стратегического положения — это важный пункт, за который Россия и Япония не могут не бороться. Если смотреть на проблему как на дипломатическую, то Россия всегда придерживается очень жесткой политики и не боится применять военную силу для защиты государственных интересов. Становится очевидно, что России и Японии будет трудно избежать вооруженного конфликта в борьбе за Южные Курилы. В то время как российско-американское противостояние в Сирии разгорается все сильнее, Япония ужесточает санкции против России, следуя, вероятно, примеру США и Европы. Пока Россия выдыхается, ведя боевые действия в Сирии, Япония может применить силу и решить вопрос с Курильскими островами в свою пользу, что приведет к началу вооруженного конфликта между двумя странами.
Четыре препятствия на пути мирного решения проблемы Я считаю, что существует четыре препятствия на пути мирного решения проблемы принадлежности Южных курильских островов. 1. Спор относительно суверенитета Россия считала, что Южные Курилы можно разделить на 2 части и даже планировала вернуть Японии острова Хабомаи и остров Шикотан, однако та отказалась, требуя от России вернуть все острова за один раз. В то же время Япония выступает за совместный суверенитет и совместное освоение Южных Курил, пока вопрос не будет решен. Тем не менее Россия отстаивает свою власть на островах и пресекает вмешательство Японии. 2. Национальная психология В период новой истории Россия и Япония то и дело скрещивали оружие (во время Русско-японской войны и Второй мировой). Так как в обеих странах сильны националистические настроения, глав государств могут окрестить «предателями государственных интересов» при малейшей ошибке в решении территориальных споров. Бывший президент РФ Борис Ельцин изначально хотел отдать Японии острова в обмен на экономическую поддержку. Однако оказавшись под давлением правительства и общественного мнения, он отказался от этого плана. 3. Международная обстановка С одной стороны, США видит в решении российско-японского спора сближение Японии с Россией и отдаление ее от Америки. Фактически спор из-за принадлежности Курильских островов уже стал важным инструментом в руках США, позволяющим управлять российско-японскими отношениями, так как Япония не станет портить союзнические отношения с США. С другой стороны, Япония отчетливо понимает, что ее собственных вооруженных сил недостаточно для борьбы с Россией. Однако при вмешательстве США послевоенное устройство будет перестроено, а последствия такого шага неопределённы. Сейчас Япония находится на перепутье. 4. Инструмент политического воздействия И Россия, и Япония хотят использовать «курильский вопрос» в качестве инструмента политического воздействия. Визит премьер-министра РФ Дмитрия Медведева на острова 22 августа 2015 года вызвал бурное негодование Японии, так как усилия японского правительства были обесценены. «Северные территории» также являются важным козырем в руках японских политиков во время предвыборной агитации. Подобные действия, являясь «политическим шоу», не несут пользы решению проблемы. Новые идеи касательно мирного разрешения спора К способам разрешения любого конфликта относятся: конкуренция, решение проблемы и уклонение. Среди них смягчить конфликт может только решение проблемы. Оно позволяет обеим сторонам получить удовлетворительные результаты, избежать конфликтов в будущем, защитить и поддержать двусторонние отношения. Конкуренция подразумевает, что одна из сторон оказывает на другую давление через преимущество в силе или власти, в итоге результаты конфликта выгодны именно ей. Уклонение может за короткий промежуток времени предотвратить эскалацию конфликта и насилие, однако оно не позволяет найти способ решения конфликта, удовлетворяющий интересы или требования сторон. Я считаю, что существует три способа решения «курильского вопроса»: Интегрированная сделка С точки зрения развития государства и Россия, и Япония осознали огромные перспективы, которые таит в себе экономическое сотрудничество, основанное на всестороннем взаимодоверии. Экономики двух стран обладают высоким уровнем взаимодополняемости. У Японии есть огромные капиталы и технологии, у России же гигантское преимущество в запасах полезных ископаемых. Россия и Япония должны направлять усилия на расширение сотрудничества во всех сферах, изыскивать способы постепенного разрешения споров, например, увеличивать политическое взаимодоверие между двумя сторонами, используя экономическое сотрудничество в сфере энергетики, а также применять принцип компенсации и заимствовать опыт стран, разрешивших территориальный спор через «мягкую силу». Силовой метод Если сравнивать нынешнюю мощь двух стран и смотреть на международную обстановку, у Японии, очевидно, будет огромное преимущество. Однако перехват инициативы в вопросе «северных территорий» Россией и решение его силовым методом крайне невыгодно Японии. Несмотря на то, что Япония — экономический гигант, в политическом плане она — карлик. Россия же, напротив — экономический карлик, все еще являющийся ядерной сверхдержавой. У обеих сторон есть свои слабые места, и в случае войны они обе, вероятно, окажутся в проигрыше, поэтому наилучшим вариантом для них будет сохранение статуса-кво. Правовой метод В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву для решения вопроса принадлежности Южных курильских островов были созданы международные судебные органы. Россия и Япония могут вести переговоры под контролем международных судебных органов, уполномоченных разрешать территориальные споры, или же представить вариант решения проблемы Комиссии по границам континентального шельфа. Здесь требуются небольшие разъяснения — любое государство может поручиться за одну их сторон территориального конфликта и участвовать в разбирательстве, но ведение эффективного диалога и разработка решения проблемы, приемлемого для обеих сторон, возможно только при условии определенного политического взаимодоверия между сторонами конфликта. Так как конфликты — это широко распространенное в современном мире явление, простое «хирургическое вмешательство» будет не самым эффективным способом выхода из кризиса. Профессор Йохан Галтунг (Johan Galtung) отмечал, что мир — это исключение или уменьшение всех форм насилия. Фактически стабильность и порядок, на котором заостряется внимание при разрешении конфликта, часто строятся на основе силового контроля. Большее внимание уделяется отсутствию прямого насилия, что делает структурное насилие вполне терпимым. Негативный мир обычно может разрешить лишь сиюминутные и краткосрочные вопросы безопасности. Под «трансформацией» конфликта понимается ненасильственный переход в двусторонних отношениях от связи, направленной на разрушение, к связи, направленной на сотрудничество. Она может помочь избежать давления или доминирования одной стороны конфликта или переговоров над другой, а также будет полезна для удовлетворения потребностей противоположной стороны. Мир с точки зрения иренологии (наука о мире) — это не только отсутствие конфликтов, но и создание благоприятной социальной структуры и социальной обстановки. Подобная формулировка выходит за рамки традиционного понятия о «сосуществовании конфликта и мира». Доктор Лю Чэн с исторического факультета Нанкинского университета сказал: «Мирное разрешение споров — это конечная цель трансформации конфликта, направленная на усиление внимания обеих сторон к двусторонним отношениям, а также на обмен ощущениями, восприятием и опытом, получение новых ощущений и опыта». Знаменитый американский профессор Джон Пол Ледерак (John Paul Lederach), известный теоретик и практик миростроительства, отмечал, что «трансформация» конфликта — это не только исключение прямого насилия, но и примирение в обществе, обуздание структурного насилия. Таким образом, я считаю, «трансформацию» конфликта более подходящим вариантом, чем его разрешение. «Курильский вопрос» вполне можно будет решить, если Россия и Япония увеличат степень политического взаимодоверия и взаимопонимания, а также начнут продвигать принцип взаимной выгоды.