На этой неделе в Москве прошли два значимых мероприятия. 7 мая Владимир Путин в четвертый раз вступил в должность президента России и выступил с речью, в которой он назвал Россию «страной грандиозных побед и свершений» и пообещал «сделать все, чтобы приумножить [ее] силу, процветание и славу». 9 мая Россия отмечала годовщину победы над нацистской Германией в Великой отечественной войне: на Красной площади прошел масштабный военный парад, в котором были задействованы новейшие танки, дроны и сверхзвуковые ракеты. В своем выступлении Путин предостерег тех, кто пытается переписать историю или претендовать на исключительность, как это делали нацисты. Но теперь, когда пышные празднования окончились, чего нам стоит ожидать от четвертого президентского срока Путина? Пока все указывает на непрерывность и преемственность как в политике, так и в кадровом составе. Дмитрий Медведев останется премьер-министром страны — очевидно, его кандидатура полностью устраивает Путина. В правительстве могут произойти некоторые перестановки, и об этом ходит множество слухов, однако в рамках путинской системы чиновников редко увольняют — они просто переходят с одной должности на другую. Некоторое время ходили слухи, что министр иностранных дел Сергей Лавров готов уйти на заслуженный отдых, однако в прошлом его уже уговаривали остаться на этой должности. Есть предположение, что Алексей Кудрин, который в 2010-2011 годах занимал пост министра финансов и которого в 2010 году журнал Euromoney назвал Министром финансов года (еще до того, как он поссорился с Медведевым), может вернуться с конкретными предложениями по улучшению экономических связей с Европой и США. Кудрин — экономический либерал, настаивающий на том, что Россия должна диверсифицировать свою экономику и провести структурные реформы, а также на том, что она должна наладить отношения с Западом, если она хочет добиться процветания. С его точки зрения, причиной замедления развития экономики стала недальновидность правительства. Однако пока неясно, насколько серьезно Путин рассматривает перспективу экономических реформ, потому что все прежние попытки провести их не приносили никаких результатов. Путин намекнул на то, какой будет его программа на четвертый срок, в своем Послании к Федеральному собранию, с которым он выступил 1 марта. Первая половина его выступления была посвящена состоянию российской экономики, и в ней он пообещал уменьшить уровень бедности, повысить уровень жизни, создать новые рабочие места и повысить темпы роста экономики. Все эти цели нашли отражение в указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Эти цели включают в себя повышение средней продолжительности жизни с 72 до 78 лет, снижение уровня бедности наполовину, ускорение внедрения цифровых технологий и превращение России в пятую крупнейшую в мире экономику, чьи темпы роста должны будут превысить показатели мирового роста. Путин также добавил, что Россия станет лидером в области искусственного интеллекта. Эти цели являются чрезвычайно амбициозными и, вероятно, недостижимыми. Российская экономика, несомненно, справилась с последствиями экономического кризиса 2014-2015 годов, когда сочетание низких мировых цен на нефть, структурных недостатков и западных санкций нанесли по экономике России мощный удар. Однако разумная финансовая политика и благоприятное воздействие контрсанкций, которые Россия ввела против европейской сельскохозяйственной продукции и которые стимулировали развитие собственного сельскохозяйственного сектора России, позволили ее экономике снова начать расти. С учетом роста мировых цен на нефть рост российской экономики должен продолжиться. Однако пока Россия будет оставаться в первую очередь экспортером углеводородов и сырья, ее способность к модернизации будет ограниченной. Вторая часть послания Путина содержала в себе некоторые намеки на характер внешней политики Путина во время четвертого президентского срока. Путин продемонстрировал новое поколение ядерного оружия, способного уничтожить ядерное оружие США. Путин показал видео, в котором новая, улучшенная межконтинентальная баллистическая ракета поднялась в воздух в России, перелетела через Южный полюс, обойдя американские системы ПРО, достигла Флориды и направила множество боеголовок на цель, которая выглядела подозрительно похожей на Мар-а-Лаго. Далее Путин рассказал еще о четырех новых системах, которые Россия в настоящее время разрабатывает, в том числе о крылатой ракете с ядерной энергоустановкой и межконтинентальной беспилотной подводной лодке. Обвинив Запад в том, что тот не воспринимает Россию всерьез и игнорирует ее интересы, он заверил аудиторию в том, что в случае военного конфликта США не смогут одержать победу над Россией. То новое оружие, которое было продемонстрировано во время военного парада 9 мая, должно было подтвердить это заявление Путина. С учетом новой Стратегии национальной безопасности США и Обзора состава и количества ядерного оружия, в которых Россия названа противником и которые призывают США к модернизации их собственного ядерного арсенала, Путин ясно дал понять, что Россия намеревается продолжить наращивание своего военного потенциала. Во время своего четвертого срока Путин, вероятнее всего, сконцентрируется на отношениях России с Китаем. Укрепление партнерства с Пекином после аннексии Крыма стало одним из главных достижений третьего срока Путина. Россия также попытается закрепить за собой статус влиятельной державы на Ближнем Востоке, которую суннитские и шиитские государства — а также Израиль — будут считать единственным игроком, способным вести переговоры со всеми сторонами и придерживаться неидеологического подхода к делам региона. Россия будет вплотную заниматься переговорами по вопросу об урегулировании сирийского конфликта и поисками партнеров для восстановления послевоенной Сирии. Нет никаких сомнений в том, что Путин попытается укрепить позиции России на Ближнем Востоке, поскольку администрация Трампа постепенно уменьшает присутствие США в этом регионе. Отношения России с ее соседями останутся одним из приоритетов. Конфликт на Украине идет уже четвертый год, и пока неясно, действительно ли Москва всерьез намерена заниматься его урегулированием, но переговоры продолжаются. Сдержанная реакция Кремля на недавнюю «бархатную революцию» в Армении указывает на то, что он готов мириться с народным восстанием в соседнем государстве, если только Ереван не захочет начать сближение с Западом. Возможная смена режима в Казахстане, треть населения которого — славяне, во время четвертого президентского срока Путина может спровоцировать непредвиденную напряженность в отношениях между Россией и ее близким партнером в этом регионе. Отношения России с Европой и США, вероятнее всего, будут оставаться натянутыми, пока конфликт на Украине будет продолжаться и пока западные правительства будут протестовать против вмешательства России с ее внутреннюю политику. Позиционирование Запада в качестве главного врага, стремящегося ослабить Россию, позволило повысить популярность Путина внутри страны, поэтому Москва откажется от этой тактики, только если это принесет значительную выгоду. Тем не менее, в прошлом году появлялись признаки того, что Кремль готов к восстановлению отношений с США, а Путин воздерживался от публичной критики в адрес президента Трампа, хотя и продолжал критиковать политику США. Теперь, когда начался четвертый — и, согласно конституции России, последний — президентский срок Путина, вопрос о преемнике неизбежно повис в воздухе. К концу его четвертого срока он будет править Россией уже четверть века. Путин видел, как сменяли друг друга президенты США и другие мировые лидеры. Начнет ли он готовить своего преемника? Будут ли внесены в конституцию изменения, которые позволят ему остаться у власти после 2024 года? С 1991 года Россия пережила три «управляемых» перехода власти: от Ельцина к Путину, от Путина к Медведеву и от Медведева обратно к Путину. Теперь, когда Путин начинает свой четвертый президентский срок, этот вопрос станет одной из главных тем для обсуждения. Анжела Стент — директор Центра по изучению Евразии, России и Восточной Европы в Джорджтаунском университете и автор книги «Границы партнерства: российско-американские отношения в 21 веке» (The Limits of Partnership: U.S-Russian Relations in the Twenty-First Century).