Россия и США должны договориться о правилах конкуренции

23.05.2018 13:51 0

Россия и США должны договориться о правилах конкуренции

Отношения США и России находятся на самом низком за последние десятилетия уровне, что имеет огромное значение для будущего таких аспектов, как контроль над вооружениями и их нераспространение. Если ситуация продолжит ухудшаться, Вашингтон и Москва вскоре могут оказаться на грани прямой конфронтации или даже ядерной эскалации. Советский Союз и Соединенные Штаты долгое время имели возможность избежать ядерной войны, заключив ряд политических соглашений и договоров, которые брали под контроль возможность военной эскалации. К сожалению, режим контроля над вооружениями, который эти соглашения помогли построить, находится на грани полного краха. Ушли в прошлое Договор о противоракетной обороне (ПРО), который устанавливал ограничения на применение средств ПРО, а также Договор об обычных вооруженных силах в Европе, контролировавший количество используемых на континенте танков, бронированных боевых машин, артиллерийских орудий, боевых самолетов и ударных вертолетов. Между тем соблюдение Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), под действие которого попадают крылатые ракеты наземного базирования и баллистические ракеты с дальностью в диапазоне 500-5500 километров (310-3 400 миль), испытывает большие трудности, обе стороны обвиняют друг друга в нарушениях соглашения. Если Договор о РСМД, являющийся краеугольным камнем европейской системы безопасности, будет разорван, соглашение СНВ-3, подписанное в 2010 году тогдашним лидером России Дмитрием Медведевым и занимавшим в то время пост президента США Бараком Обамой, само по себе окажется не в состоянии продолжить существование. Срок действия документа, который сократил количество стратегических ядерных вооружений до 700 развернутых пусковых установок и 1550 боезарядов, в случае отказа от пролонгации истекает 5 февраля 2021 года. Если это произойдет, многополярная международная система окажется в состоянии хаоса. Чтобы предотвратить катастрофическое столкновение, обеим странам необходимо поддерживать и укреплять систему обеспечения контроля над вооружениями. Поэтому необходимо возобновить российско-американский диалог, который станет предтечей официальных переговоров. На данный момент повестка дня должна быть узкой и сосредоточенной на трех ключевых вопросах: сохранении Договора о РСМД, продлении СНВ-3 и предотвращении опасных военных инцидентов. Сохранение системы безопасного контроля над вооружениями В настоящее время Договор о РСМД может быть расторгнут из-за взаимных обвинений в его нарушении. Адресация этих обвинений — первый шаг к обеспечению продолжения функционирования соглашения. Москва заявляет, что Вашингтон трижды нарушил договор. Во-первых, она обвиняет Соединенные Штаты в использовании запрещенных в соответствии с соглашением ракет средней дальности (состоящих из двух ступеней МБР), применяемых в качестве мишеней для тестирования ракет-перехватчиков американской противоракетной обороны. Во-вторых, Россия указала на имеющиеся у США боевые беспилотные летательные аппараты, которые способны действовать как запрещенные документом крылатые ракеты наземного базирования. Наконец, она утверждает, что система ПРО США «Иджис Эшор» (Aegis Ashore), развернутая в Румынии (и разворачиваемая в Польше), может быть оснащена наступательным вооружением — крылатыми ракетами морского базирования (ракеты «Томагавк»), которые будут использоваться в качестве наземных. Вашингтон заявляет, что необходимое для запуска «Томагавков» программное обеспечение на платформы не устанавливалось, однако Москва обеспокоена тем, что это легко можно будет сделать в дальнейшем. К счастью, есть способ разрешить каждый из этих спорных моментов. Вопрос о ракетах-мишенях для испытаний может быть урегулирован посредством компромисса, который позволит как США, так и России использовать ограниченное количество (например, от пяти до десяти в год) запрещенных образцов вооружений, развернутых только на испытательной базе, а не где бы то ни было еще. Проблема беспилотных летательных аппаратов требует выработки компромиссного определения для обозначения этих систем, которое позволит отличать их от крылатых ракет наземного базирования, запрещенных Договором о РСМД. Наконец, Вашингтон должен согласиться изменить диаметр труб пусковых установок ракет-перехватчиков в Румынии и Польше, чтобы контейнеры, содержащие «Томагавки», либо другие наступательные ракеты не могли быть там установлены. Российские инспекторы должны иметь возможность посетить американские объекты в обоих местах дислокации, чтобы убедиться, что это так. Между тем Соединенные Штаты обвиняют Россию в нарушении Договора о РСМД путем проведения испытаний, производства и развертывания новой крылатой ракеты наземного базирования, дальность которой находится в границах запрещенного соглашением диапазона. В ответ на это правительство США в декабре 2017 года наложило санкции на две российские компании (Опытно-конструкторское бюро «Новатор» и Центральное конструкторское бюро «Титан») из-за их предполагаемой роли в разработке этой ракеты. Тем временем Пентагон получил средства для начала исследований и разработок собственной новой баллистической ракеты средней дальности наземного базирования, запускать которую предполагается с подвижной платформы. Однако администрация Трампа в декабре прошлого года объявила, что готова прекратить исследования и разработки в этом направлении, если Москва «вернется к полному и поддающемуся проверке соблюдению своих обязательств по Договору о РСМД». При этом в новом американском Обзоре состояния ядерного потенциала не упоминается о выходе из данного соглашения. Проблему можно решить, если Россия согласится пригласить американских инспекторов для подтверждения того, что рассматриваемая ракета не принадлежит к классу вооружений наземного базирования, которые запрещены Договором о РСМД, а скорее относится к наступательным ракетам, запускаемым с кораблей и подводных лодок Военно-морского флота (договор позволяет испытывать крылатые ракеты морского базирования с наземных платформ). Тогда этот вопрос можно будет урегулировать. Москва и Вашингтон также должны согласиться восстановить первоначальный режим инспекции и мониторинга в рамках ДРСМД, от которого отказались в 2001 году. Они также могут принять решение призывать другие государства, обладающие ядерным оружием, присоединиться к соглашению. Если Договор о РСМД будет сохранен, Россия и Соединенные Штаты смогут быстро договориться о продлении действия СНВ-3 до 2026 года. Сегодня не ведется официальных переговоров о более глубоком сокращении стратегических ядерных вооружений. Это означает, что, если допустить прекращение действия последнего соглашения в 2021 году, то впервые с 1972 года не останется вообще никаких ограничений на ядерные арсеналы. Наконец, обеим странам необходимо предпринять новые усилия для предотвращения опасных военных инцидентов, которые могут быстро привести к катастрофе. Важно помнить, что Соединенные Штаты и Советский Союз подписали соглашения о предотвращении инцидентов на море (1972), предотвращении ядерной войны (1973) и предотвращении опасной военной деятельности (1989). С принятием этих соглашений обе стороны согласились не играть в цыплячьи игры и заниматься какой-либо иной безрассудной деятельностью. Эти меры дали возможность предотвратить опасные инциденты, такие как столкновение субмарин под водой. Вместе с договорами по контролю над вооружениями эти документы способствовали стабилизации соперничества между двумя сверхдержавами и в конечном итоге помогли положить конец холодной войне. Москве и Вашингтону следует возобновить регулярные контакты, чтобы пересмотреть эти соглашения, модернизировать их и адаптировать к новой реальности. Дополнительные шаги могли бы исправить ситуацию в дальнейшем. Например, существует необходимость в отдельном соглашении между Россией и НАТО по предотвращению военных инцидентов. При этом на данный момент нет причин, по которым нынешние тенденции в отношениях между Соединенными Штатами и Россией должны продолжаться и дальше. Если Москва и Вашингтон договорятся о предлагаемых правилах конкуренции, они смогут восстановить доверие, поддерживать в течение следующего десятилетия ядерную безопасность, а также систему безопасного контроля над вооружениями, и не допускать роста напряженности вплоть до полномасштабной катастрофы.

Источник

Следующая новость
Предыдущая новость

Инспекторы ГИБДД посетили детский сад В детской школе искусств им. С. И. Козловского прошла учебная эвакуация На «Мосфильме» завершаются съемки ленты «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» НАТО прекращает войну на Украине, как поджигатель тушит пожар Электрооборудование должно быть исправным

Последние новости