2 июня в Сочи откроется 29-й «Кинотавр» - главный смотр отечественного кино. Уже известно, что в ходе церемонии открытия фестиваля будет вручена первая награда «Кинотавра»-2018.
Обладательницей приза «За трепетность таланта и чарующую женственность» станет актриса Ирина Скобцева.
Ирина Константиновна – жительница ЗАО; мы целиком поддерживаем решение руководителей «Кинотавра» отметить ее вклад в отечественный кинематограф и предлагаем вспомнить, как развивался жизненный и творческий путь замечательной актрисы.
Она родилась 22 августа 1927 года в Туле. Родители Ирины были представителями научной интеллигенции – отец работал в Главном управлении метеослужбы, а мать в архиве. Ирина тоже поначалу пошла по научной линии – окончив школу, поступила в МГУ, на искусствоведческое отделение исторического факультета. Как многие будущие актеры, режиссеры, драматурги, студентка Скобцева попала в студенческий театр МГУ и навсегда заразилась вирусом творчества. Получив диплом искусствоведа, Скобцева отправилась сдавать экзамены в театральные вузы и поступила в Школу-студию МХАТ.
Но не театр стал делом ее жизни. Редкую красоту и царственную повадку Скобцевой не могли не заметить кинематографисты. В 1955-м году, учась на последнем курсе Школы-студии МХАТ, Ирина Скобцева дебютировала в кино, причем, сразу в главной роли – в картине Сергея Юткевича по драме Шекспира «Отелло». Скобцева сыграла Дездемону и сразу стала звездой. В 1965-м году фильм Юткевича был отправлен от СССР в основной конкурс Каннского кинофестиваля и отмечен там призом за лучшую режиссуру. А исполнительница роли Дездемоны, молодая актриса Ирина Скобцева так покорила своей красотой и непосредственностью искушенную публику главного фестиваля мира, что специально «под нее» руководством фестиваля был учрежден поощрительный приз «Мисс шарм Каннского кинофестиваля».
Партнером Скобцевой по фильму «Отелло» стал актер Сергей Бондарчук. Он сыграл ревнивого мавра, супруга нежной Дездемоны. Исполнители ролей Отелло и Дездемоны влюбились друг в друга на съемках картины – история мирового кино знает немало случаев, когда необходимость сыграть любовь приводила к появлению новых союзов. Но в случае Бондарчука и Скобцевой дело обстояло непросто. Актер был женат и не сразу оставил первую семью. Между встречей Сергея и Ирины и их свадьбой прошло долгих три года. По свидетельствам многих коллег и друзей их семьи, Бондарчук и Скобцева были удивительно дружной, крепкой парой, в которой Скобцева всегда руководствовалась не соображениями своей актерской карьеры, а необходимостью поддерживать мужа. Сергей Бондарчук был человеком-оркестром: и актером (причем, одним из самых востребованных актеров поколения!), и режиссером-новатором, и драматургом, и педагогом. Ирина Константиновна отлично понимала масштаб личности супруга и во всем старалась быть ему помощницей. Даже отказывалась от ролей, если работа над ними надолго могла бы отвлечь ее от дома и семьи. В 1962-м у них родилась дочь Алена, а в 1967-м – сын Федор. С 1970-го Бондарчук и Скобцева вели актерскую мастерскую во ВГИКе, и из-за занятости Сергея Федоровича частенько основная нагрузка по преподаванию ложилась на плечи Ирины Константиновны.
Так, увы, часто бывает, что актрисы-красавицы в самом начале пути становятся заложницами своего имиджа. Скобцева сыграла немало красавиц: Дездемону, Элен Безухову в эпопее «Война и мир», графиню Драницкую в фильме по повести А.П. Чехова «Степь» и т.д. Но феномен этой актрисы в сочетании таланта и ясного, аналитического ума. Она не эксплуатировала свою ослепительную красоту и смело переходила в другие амплуа. Скобцева – прекрасная характерная, комическая актриса. Эту грань ее таланта прекрасно чувствовали и раскрывали режиссеры Георгий Данелия и Эльдар Рязанов. Врачиха в психиатрической больнице («Тридцать три» Георгия Данелии), меркантильная Лидия Сергеевна («Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова), нудная (и оттого совершенно уморительная) вдова Дуглас («Совсем пропащий» Георгия Данелии по роману Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна») – это тоже красавица Скобцева! Именно ее сделал признанный лирик Георгий Данелия неким воплощением женственности в своем кино. Не кого-нибудь, а Скобцеву пригласил он на роль мамы мальчика в их с Игорем Таланкиным фильм «Сережа». Вспомним знаменитое камео Скобцевой в фильме «Я шагаю по Москве»: прекрасная незнакомка цокает каблучками по ночной Москве, и к ней обращаются за помощью герои Никиты Михалкова и Евгения Стеблова. Миссия у дамы нестандартная, ей надо уладить по телефону чужие дела. И она с ней справляется легко, с юмором и изяществом.
Видимо, ум и чувство юмора помогли Ирине Скобцевой спокойно и достойно принять переход на «возрастные» роли. А ведь знаменитым кинокрасавицам это ох как тяжело дается! Пример Ирины Константиновны, которая и с годами ничуть не утратила шарма, элегантности, обаяния, особенно примечателен сегодня, когда многие актрисы в 40 лет прибегают к услугам пластических хирургов и выходят от них с новыми чертами... Но «вечная молодость» – отнюдь не залог дальнейших профессиональных достижений. Героини Скобцевой имеют биографию, они живые – именно потому, что актриса всегда исходила из высших интересов дела, а не из желания выглядеть на экране красивой и молодой. Мать Артура Бертона в трехсерийном телефильме Николая Мащенко «Овод» по одноименному роману Этель Лилиан Войнич, соседка семейства Бэнкс миссис Ларк в музыкальном фильме Леонида Квинихидзе «Мэри Поппинс, до свидания», разочарованная в жизни Мейдж («Время и семья Конвей» режиссера Владимира Басова), хозяйка корчмы в позднем фильме Сергея Бондарчука «Борис Годунов», утонченная ленинградская дама, мать позднесоветского художника-конъюнктурщика в перестроечной картине «Единожды солгав» Владимира Бортко – это лишь некоторые из ролей Скобцевой в 80-е.
Но и это десятилетие не стало последним в фильмографии актрисы! Пережив тяжелый период в судьбе мужа (в 1986-м, на знаменитом 5-м съезде Союза кинематогрфистов новоявленные лидеры Союза подвергли Бондарчука суровой и несправедливой критике), а потом и раннюю смерть Сергея Бондарчука, Скобцева не сломалась и не ушла в затвор. Снималась у Игоря Таланкина («Бесы»), Владимира Меньшова («Зависть богов»), Станислава Говорухина («Артистка», «В стиле jazz»), у режиссеров нового поколения: в фильме Резо Гигинеишвили «Жара», в «Обитаемом острове» сына Федора. Ирина Скобцева со вниманием относится к жанру многосерийного телевизионного кино, не отказывается от ролей в сериалах. Снималась в «Наследницах», в «Женской логике», в комедийном сериале «Счастливы вместе». Удивительно желание актрисы идти в ногу со временем, готовность пробовать новые жанры, вступать в творческие тандемы с молодежью!
Ирина Скобцева – из семьи, никакого отношения к творческому миру не имевшей. Но вместе со своим мужем Сергеем Бондарчуком она стала основательницей целой актерско-режиссерской династии. Их дочь Алена Бондарчук стала актрисой, много работала в московских театрах. К сожалению, ее рано унесла болезнь. Ее сын Константин Крюков еще в детстве дебютировал в кино, в паре с бабушкой он сыграл в фильме «Единожды солгав». Сейчас он один из самых востребованных исполнителей нашего кино. А сын Скобцевой Федор Бондарчук – один из самых влиятельных деятелей отечественной киноиндустрии. Актер, режиссер, продюсер, телеведущий – как и отец, он един во многих лицах. Кстати, Федор Сергеевич – Председатель попечительского совета кинофестиваля «Кинотавр», на котором 2 июня вручат почетный приз Ирине Скобцевой. Но никакого блата тут нет, ибо заслуги этой большой актрисы и музы великого режиссера ни у кого из членов кинематографического сообщества не вызывают сомнений. В августе прошлого года Ирина Константиновна отпраздновала юбилей, и теперь получит от коллег по цеху знак признания. Ее жизнь – пример удивительного пути, на котором были и любовные перипетии, и слава, и радость счастливой семейной жизни, и горе от ухода близких. Все она встречает с аристократическим достоинством, не фонтанируя на публику сокровенными чувствами. Завидное качество, достойное подражания.