Президенты Дональд Трамп и Владимир Путин, похоже, намерены провести в июле встречу на высшем уровне. Это будет уже третья личная встреча двух лидеров, хотя оба не раз заявляли о том, что между ними сложились позитивные рабочие отношения и что они часто беседуют по телефону. В настоящее время политический климат в США по отношению к России большинство обозревателей признают исключительно опасными. Белый дом находится в конфликте с группой из Министерства юстиции во главе со специальным прокурором Робертом Мюллером, продолжающей «российское расследование». Согласно сообщениям СМИ, Мюллер намерен допросить Трампа. В то же время, в ближайшие месяцы предстоят исключительно сложные выборы в Конгресс, причем лидеры обеих партий предупреждают о рисках дальнейшего «российского вмешательства». Что касается России, там широко распространен скептицизм по поводу любых встреч Путина с Трампом. Как эксперты, так и лидеры общественного мнения сомневаются в том, что Трамп способен повлиять на решение каких-либо проблем, имеющих большое значение для Москвы. Преобладает точка зрения, согласно которой президент США остается заложником поголовно антироссийски настроенного вашингтонского истеблишмента, и что любая договоренность с ним может быть отменена Конгрессом США или даже его собственной администрацией. Однако, как бы то ни было, прежде всего мысли обоих президентов должны быть сосредоточены на опасном состоянии двусторонних отношений и последствиях этой напряженности для интересов двух стран и для глобальной безопасности. С момента окончания холодной войны, а возможно даже с начала восьмидесятых годов, Москва и Вашингтон никогда не были столь близки к прямому военному столкновению, что стало следствием все более частых развертываний вооруженных сил, учений и прочих операций военно-воздушных, военно-морских и сухопутных сил, от Балтийского региона до Ближнего Востока. В некоторых случаях вооруженные силы России и НАТО едва не вступали в непосредственный враждебный контакт, и эскалации удавалось избежать лишь благодаря небольшому преимуществу здравого смысла. Как Россия, так и Соединенные Штаты готовы инвестировать миллиарды долларов в модернизацию своих ядерных арсеналов, что, хотя и является позитивным фактором с точки зрения безопасности и надежности, создает впечатление новой гонки вооружений, что было признано обоими президентами в ходе телефонного разговора в нынешнем марте. Особенно тревожным новым аспектом ядерного риска является возможность такого сценария, при котором кибер-атака со стороны государственных или негосударственных структур приведет к тому, что любая из сторон повысит свой уровень боевой готовности, вызвав тем самым ответную реакцию другой стороны, что может стать толчком к началу опасного цикла военной эскалации. Предстоящая встреча Путина и Трампа не может устранить фундаментальные проблемы, существующие между Вашингтоном и Москвой. Ни один из лидеров не намерен и не должен идти на односторонние уступки по вопросам, которые он считает критически важными для национальной безопасности его стран. Однако, эта встреча может открыть путь к стабилизации отношений, что само по себе в сложившихся обстоятельствах было бы очень важным достижением. Простой, но необходимый шаг в направлении деэскалации напряженности мог бы состоять в том, чтобы президенты двух стран подтвердили совместное заявление президентов Рейгана и Горбачева по итогам саммита в Рейкьявике в 1986 году, о том, что «в ядерной войне невозможно победить, и поэтому ее не следует вести». На самом деле, тридцать два года назад американский и советский лидеры обсудили возможность полного уничтожения ядерного оружия во всем мире, и эту цель вновь подтвердили и поддержали президенты Обама и Медведев в 2009 году. Однако, после того, как Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) 1987 года практически развалился из-за взаимных обвинений в его нарушениях, а новый договор СНВ-III, ограничивающий стратегические ядерные арсеналы, находится под серьезной угрозой, упомянутая выше оптимистическая долгосрочная цель вряд ли входит в повестку дня для Москвы и Вашингтона. Напротив, обе страны должны сегодня противостоять экстренным негативным последствиям разрушения двусторонней американо-российской системы контроля за нераспространением ядерных вооружений. Это особенно справедливо в свете недавнего выхода США из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), международного соглашения по ядерной программе Ирана, а также учитывая реальную вероятность того что Иран намерен создать оружие, которое спровоцирует каскад ядерных столкновений по всему Ближнему Востоку. Если предстоящая в 2020 году Конференция о соблюдении Договора о нераспространении ядерных вооружений окажется чем-то вроде последнего вздоха полувекового режима нераспространения, президенты Трамп и Путин будут вынуждены предложить миру какую-то надежду, что Вашингтон и Москва всерьез воспримут свои обязательства по сокращению арсеналов и разоружению, следующие из договора. Войны в Сирии и на Украине уже унесли сотни тысяч жизней, лишив крова и родины миллионы людей по всему Ближнему Востоку, которые направились в Европу и другие места. Вашингтон и Москва контролируют ресурсы и рычаги влияния, необходимые для контроля, и в конечном счете, урегулирования этих конфликтов. Хотя официальные лица пытались договориться о небольших шагах навстречу друг другу, таких как осуществление Минских соглашений по Украине и о возобновлении переговоров по Сирии в Женеве, для этого не хватает политической воли, а следовательно, встреча между американским и российским президентами на сегодняшний день является наилучшей возможностью, чтобы каждый из них продемонстрировал свою приверженность прогрессу. И, наконец, после многих лет санкций и контр-санкций, политика взаимной изоляции привела к тому, что отношения между обычными американцами и россиянами атрофировались до неприемлемой степени, что не отвечает интересам ни одной из сторон. Основные посольские и консульские службы были серьезно ограничены в результате выдворения дипломатов обеими сторонами, а также закрытия некоторых дипломатических представительств в США и России. В итоге, туризм, торговля, научный, культурный и образовательный обмен стремительно сократились до самого низкого уровня за последние пятьдесят лет с момента подписания Генерального соглашения о международном обмене в 1958 году. Даже если санкции останутся в силе, президенты двух стран должны четко указать на то, что контакты между дипломатами, учеными и представителями гражданского общества являются необходимыми предпосылками для мирных и продуктивных отношений, и, следовательно, особенно важны в такие моменты, когда официальные отношения ограничены. Несмотря на глубокий кризис в отношениях между двумя странами, американцы и россияне по-прежнему испытывают интерес друг к другу, и они в большинстве своем отвергают существующую на политическом уровне парадигму столкновения. Русские все еще выстраиваются в очередь перед посольством США в Москве, стремясь получить американскую визу, а американцы составляют самую большую когорту иностранных туристов, приехавших в Россию смотреть матчи чемпионата мира по футболу. Это просто несправедливо и недальновидно, что обычные люди вынуждены платить за конфликт между своими правительствами. Разногласия между Москвой и Вашингтоном весьма обширны, и президенты двух стран наверняка не найдут общей точки зрения по многим вопросам. Цель встречи заключается не в том, чтобы они проигнорировали эти разногласия или тожественно заключили большую сделку. Скорее, она должна заключаться в том, чтобы послать миру четкий сигнал и создать пространство, необходимое для того, чтобы оба правительства возобновили взаимодействие и сотрудничество, что, вне всяких сомнений, отвечает интересам обеих сторон. История отношений между Соединенными Штатами и Россией свидетельствует о том, что никакой альтернативы личным контактам между лидерами двух стран не существует. Так было с Ричардом Никсоном и Леонидом Брежневым, Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым, Биллом Клинтоном и Борисом Ельциным. Эти исторические примеры имеют особую важность сегодня, когда официальные контакты на низовом уровне крайне затруднены. Нынешний конфликт – это не новая холодная война, и он не станет ей в будущем. Но следует обратить внимание на важнейший урок этого конфликта, который заключается в том, что дипломатия саммитов на высшем уровне существует не только для того, чтоб праздновать великие победы, но и для того, чтобы дать импульс небольшим шагам и повседневному взаимодействию, которые не позволили в свое время холодной войне перерасти в горячую.