В нынешнем году цены на нефть быстро росли, и, по мнению некоторых экспертов, следует ожидать их дальнейшего повышения – возможно, до отметки, близкой к 100 долларам за баррель. Это вызывает тревогу у тех, кто считает такой рост разрушительным для экономических перспектив многих стран. Отсюда нынешняя паника и попытки сделать хоть что-нибудь, независимо от того, насколько эти меры будут эффективны. Одной из таких ответных мер является попытка создания блока (картеля) покупателей нефти для противодействия ОПЕК (картеля стран-производителей нефти). Индия и Китай обсуждали подобный шаг в Пекине в июне 2018 года, ввиду того, что на эти две страны приходится 17 процентов мирового потребления нефти, и они объективно заинтересованы в снижении цен. Мало того, теперь специалисты призывают к включению Европейского Союза и Японии в этот блок контр-ОПЕК, основываясь на том, что вместе они потребляют около 35 процентов мировой нефти и производят около 65 процентов автомобилей планеты, которые через некоторое время перейдут на электрическую тягу. Мы можем понять точку зрения стран, потребляющих 35 процентов нефти и их естественное желание снизить свои затраты, но аргумент по поводу электрического транспорта, похоже, не выдерживает сколько-нибудь тщательного анализа. Большинство экспертов полагают, что, несмотря на неизбежную долгосрочную тенденцию перехода на электромобили, в мировой экономике сохраняется множество препятствий и помех, которые, по всей вероятности, сделают невозможным их широкое распространение после 2020, 2030 и даже 2040 года. Отсутствие необходимой инфраструктуры, издержки производства и временные задержки, проблемы аккумулирования и хранения энергии, развитие технологий и тому подобные факторы не позволяют смотреть на электрический транспорт с чрезмерным оптимизмом. Это означает, что у ОПЕК будет гораздо больше времени, чтобы сохранять контроль над ценами, чем предполагают сторонники создания анти-ОПЕК. И если это приведет к замедлению экономического роста или экономического восстановления в некоторых странах, являющихся чистыми потребителями нефти, следует ожидать снижения спроса в том числе и на дорогие электромобили, которое приведет к замедлению их массового распространения. Порочный круг? По какой-то причине умные люди не в состоянии осознать очевидные факты. Существующие потенциальные мировые нефтедобывающие мощности, включая сланцевую индустрию США, способны удовлетворить текущий и среднесрочный спрос на углеводороды. Но для этого необходимо прекращение региональных потрясений, созданных геополитическим и военным вмешательством великих держав. Если Ирану, Ираку, Венесуэле, Ливии, Анголе, Нигерии и другим странам удастся вернуться на прежний уровень добычи, нефть наводнит мировой рынок и цены существенно упадут. Обвал цен на нефть в 2014 году является настолько веским доказательством, что даже слепой не может не признать его. Кроме того, возвращение к прежним «нормальным» высоким темпам добычи даст производителям время, которое сейчас отсутствует, чтобы они могли нарастить свои добывающие мощности. Сегодня имеется существенный временной лаг, отставание в разработке новых скважин и месторождений, а также необходимость огромных капиталовложений. Следовательно, давление на производителей с целью заставить их мгновенно увеличить производство на 2 миллиона баррелей в сутки – не самый мудрый вариант решения проблемы. Вполне возможно, что предполагаемых резервных мощностей на самом деле вообще не существует, либо их невозможно задействовать немедленно. Однако, если это будет так или иначе реализовано, крупнейшие производители нефти исчерпают все свои резервные мощности и лишатся каких-либо возможностей для стабилизации рынка в случае внезапных перепадов спроса, что приведет к диким колебаниям цен. Если спрос будет расти в отсутствие резервных мощностей, скачки цен будут наносить ущерб мировой экономике, а если спрос упадет либо стабилизируется на каком-то уровне, колоссальные инвестиции производителей прекратятся сразу вслед за этим. Нынешний всплеск цен на нефть является искусственным и вызван политическими и военными манипуляциями, а конечными победителями окажутся не производители и не потребители нефти, а наиболее могущественные державы.