Япония рассчитывает облегчить транспортировку сжиженного природного газа из северной России, сотрудничая с Москвой в строительстве распределительного узла на Дальнем Востоке. Очевидно, Токио пытается диверсифицировать источники поставки энергоносителей, чтобы застраховаться от политических рисков. Подпись к изображению: Компания «Новатэк» производит СПГ на севере России. Российский сжиженный газ достигает азиатских потребителей быстрее, чем американский сланцевый газ, но транспортные издержки довольно высоки Торговый дом Marubeni и судостроительная компания Mitsui O.S.K. Lines входят в число японских компаний, которые рассматривают возможность своего участия в проекте российского производителя газа, компании «Новатэк», по созданию крупного СПГ-терминала на российском полуострове Камчатка, которое должно завершиться в 2023 году. Токио также может предоставить средства через государственные финансовые учреждения, такие как Японский банк международного сотрудничества и страховой фонд Nippon Export and Investment Insurance. Компания Marubeni в настоящее время проводит технико-экономические исследования по проекту и планирует принять окончательное решение к началу 2019 года. Японские заводы по производству СПГ также выразили свою заинтересованность. Камчатский распределительный узел предназначен для снижения затрат на транспортировку СПГ с завода на полуострове Ямал, расположенного на российском Крайнем Севере. Доставка сжиженного газа морским путем требует ледокольного сопровождения в зимнее время. Хотя СПГ с Ямала достигает азиатских потребителей быстрее, чем сланцевый газ из США, поставляемый через Панамский канал, транспортные расходы довольно высоки. Перевалка СПГ на обычные танкеры на камчатском распределительном терминале, должна значительно сократить эти расходы. Европейские энергетические компании, такие как Total, начали подготовку к строительству отдельного производственного объекта на Ямале. Япония намерена вести дела с целым рядом поставщиков СПГ, чтобы быть готовой к геополитическим рискам, которые могут привести к срыву поставок от тех или иных источников. Токио начал наращивать закупки сланцевого газа из Америки, которая активно продвигает этот экспорт за счет дополнительных маршрутов через Панамский канал. Япония импортирует около 84 миллионов тонн СПГ в год, причем наибольшая часть газа приходит из Австралии. Производственная мощность завода «Ямал-СПГ» составляет 16,5 миллионов тонн в год, а месторождения вокруг полуострова считаются крупнейшими в мире. Имеются сообщения о том, что Китай, который работает над обеспечением надежных поставок энергоносителей, также проявил большой интерес к заводу на Ямале. Японские компании могут получить более выгодные торговые условия, если будет создан удобный морской канал поставки для крупнейших покупателей Азии. Однако, некоторые эксперты советуют проявлять осторожность и воздержаться от продолжения совместных энергетических проектов в России. Государственная компания «Роснефть» подала в суд на американских и японских участников нефтегазового проекта «Сахалин-1», в рамках которого добываются углеводороды на острове Сахалин к северу от Японии. Согласно судебным отчетам, «Роснефть» утверждает, что они виновны в «необоснованном обогащении и извлечении выгоды из использования чужих денежных средств». Впрочем, «Роснефть» не участвует в проекте строительства СПГ-терминала на Камчатке.