Стремление наказать Россию за вмешательство в американские выборы вполне понятно. Инициаторы дополнительных санкций в отношении России преследуют именно эту цель. Однако, их предложения могут служить хорошей иллюстрацией закона непредвиденных последствий, или закона подлости. Законопроект о защите выборов от угроз путем установления красных линий, представленный сенаторами Марко Рубио (Флорида) и Крисом Ван Холеном (Мериленд), предусматривает наложение санкций на широкий круг российских компаний и отраслей, в случае если директор Национальной разведки США сочтет, что имеет место вмешательство в предстоящие в ноябре промежуточные выборы. Неудивительно, что законопроект встречен с одобрением в Конгрессе. Но если он будет принят и реализован, то санкции, которые он предусматривает, могут нанести ущерб экономике США и законным интересам союзников Америки, при этом оставив Кремль практически невредимым. Закон о защите выборов угрожает вбить клин во все более хрупкий консенсус между США и Евросоюзом в отношении санкций, дестабилизировать энергетический и финансовый рынки и, в сущности, запретить американским компаниям вести бизнес в России, оставив этот рынок китайским и европейским конкурентам. Хуже всего то, что вероятный ущерб, нанесенный американскими санкциями собственным интересам Америки, значительно превышает ущерб, который будет нанесен российским структурам, близким к Кремлю. Российские компании пострадают лишь немного сильнее, чем при нынешних санкциях, в то время как американским компаниям придется отказаться от совместных предприятий, выйти из новых проектов и понести серьезные финансовые потери. Положения законопроекта будут касаться почти каждой российской государственной компании, включая некоторые из крупнейших в мире банков и энергетических корпораций, поскольку в нем установлен более низкий порог государственной собственности, чем в предыдущих санкциях. Жестким санкциям подвергнется компания «Газпром», обеспечивающая энергоносителями большую часть Европы, и ответ России может сделать политически токсичными любые действия европейских лидеров по сохранению единого санкционного фронта с Соединенными Штатами. Между тем, американские компании будут вынуждены уйти из большинства совместных проектов, осуществляемых в России или с участием российских партнеров. Это означает, что российская компания, покупающая долю в каком-либо проекте в любой точке планеты, автоматически вытеснит из него американские компании. Вместо того, чтобы защищать интересы США, эти санкции дадут российским энергетическим компаниям дополнительный контроль над бизнес-проектами и дополнительные рычаги политического давления. Нефтяные компании США окажутся в стороне, в то время как самые крупные нефтяные месторождения будут разведываться и разрабатываться российскими компаниями и их довольными китайскими партнерами. Парадоксально, но даже критически важные проекты, которые Соединенные Штаты поддерживали с целью помочь Европе избежать российского господства в сфере энергетики, такие как Трансадриатический трубопровод, подвергнутся американским санкциям, поскольку одна из российских компаний является миноритарным акционером проекта. Этот эффект будет ощущаться в самых разных отраслях: например, американские компании не смогут перевозить грузы по российским железным дорогам, Boeing не сможет сотрудничать с российскими авиакомпаниями, а компании AT&T будет запрещено использовать российские телефонные линии, и так далее. Американские фондовые индексы и финансовые рынки также ожидают потрясения, поскольку рублевые облигации российского правительства и банков мгновенно станут незаконными активами для портфелей американских инвесторов. Американские компании, торгующие товарами в России, окажутся отрезанными американским законодательством от российских банков. Представители промышленных кругов и аналитические центры уже озвучили свою тревогу по поводу названных и иных негативных последствий законопроекта. Однако, Конгресс отреагировал вовсе не взвешенным и тщательным изучением проблемы. Напротив, у закона о защите выборов появился конкурент, который удваивает эти негативные последствия. Законопроект о защите американской безопасности от кремлевской агрессии, представленный сенаторами Линдси Грэмом (Южная Калифорния) и Бобом Менендезом (Нью-Джерси) угрожает еще более драконовскими санкциями. Фактически, он накладывает запрет на участие американских энергетических компаний в любых энергетических проектах по всему миру, если в них принимает какое-либо участие российская энергетическая компания, независимо от того, является ли она государственной или частной. Например, если российская компания владеет 1 процентом трубопроводов, которые обслуживают нефтяное месторождение в Бразилии, американские компании должны будут уйти, оставив российским конкурентам возможность идеальной сделки «на серебряном блюде». Этот законопроект доводит разрушительные идеи законопроекта о защите выборов до их логической завершенности и вынуждает американские компании отказываться от сотен энергетических проектов по всему миру, а также предусматривает односторонние санкции в отношении наших собственных компаний, если они не захотят потерять вложенные ими десятки миллиардов долларов инвестиций. Это не означает, что Соединенные Штаты не должны наказывать Россию за вмешательство. Так, законопроект о противодействии противникам Америки посредством санкций был принят прошлым летом Конгрессом при поддержке двухпартийного большинства. Он встретил позитивный отклик в промышленных кругах и был высоко оценен экспертным сообществом, а также европейскими союзниками, которые присоединились к американским усилиям. Конгресс должен сосредоточиться на обновлении и обеспечении соблюдения этих санкций, а также включить в санкционный режим идеи Атлантического совета и других организаций, которые будут препятствовать российским операциям по отмыванию денег, разоблачать финансовые преступления близких к Путину чиновников и бизнесменов, а также препятствовать превращению американского рынка недвижимости в тихую гавань для денег российских клептократов, при этом не нанося существенного ущерба экономике Соединенных Штатов. Чтобы санкции были эффективными, сопутствующий ущерб для американских компаний не должен превышать давление, оказываемое на российские компании. Санкции должны оставаться многосторонними и быть частью общей стратегии Запада для достижения позитивных изменений в поведении России.