Президент Ильхам Алиев завершил миссию основателя Третьей республики Гейдара Алиева исторической победой. В Актау на встрече президентов прикаспийских стран Алиев поставил свою подпись под историческим документом, регламентирующим новый статус Каспийского моря. История вопроса Увы, но после распада СССР раздел Каспийского моря оставался гордиевым узлом в отношениях всех прикаспийских стран. Новые независимые государства никак не могли поделить богатейшие и неисчерпаемые ресурсы каспийского шельфа. С самого начала неразрешенных разногласий Гейдар Алиев настаивал на разделе Каспия по срединной линии. Впоследствии позицию Азербайджана поддержали Казахстан и Туркмения. Хотя интересы Азербайджана и Туркмении перманентно сталкивались из-за богатого месторождения «Кяпяз», называемого в Ашхабаде «Сардар» в честь лидера туркменской нации. Парадокс, но даже при осуществлении раздела Каспия по срединной линии «Кяпяз» оказывался на морской границе Баку с Ашхабадом. Географическая уникальность Каспия — внутриконтинентального водоема, отчужденного от Мирового океана, позволяла Ирану и ельцинской России настаивать на разделе морского пространства на пять частей, раздав по одной части каждой прикаспийской стране. При этом Россия категорически отказывалась применять к Каспию нормы и принципы международного морского права, выраженные в Конвенции ООН по морскому праву от 1982 года. Статус моря открыл бы путь в регион внерегиональным державам, что в первую очередь ущемляло бы интересы главных региональных игроков — России и Ирана. Поэтому эти два государства настаивали на сохранении правового режима, регулируемого советско-иранскими договорами, запрещавшими плавание в акватории Каспия кораблей некаспийских государств. После длительных переговоров и жесткой позиции, продемонстрированной Азербайджаном и Казахстаном, в 2003 году Россия, Азербайджан и Казахстан все же договорились и установили координаты разделительных линий. Эти три страны ограничили участки дна, закрепили свои суверенные права за разделительными линиями и признали право друг друга на добычу нефти и газа в координатах разделительных линий. Победила концепция Путина и Алиева Однако фундаментальные геополитические изменения в регионе, ознаменовавшиеся становлением поднявшейся с колен путинской России и открывшие путь к формированию иной региональной системы безопасности, обусловили зарождение качественно новых военно-политических и экономических отношений между прикаспийскими странами. Новому процессу в регионе новый импульс придал формат личных доверительных и дружественных отношений между президентами России и Азербайджана. А выработанные Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым концепции геополитических осей Москва — Баку — Анкара и Москва — Баку — Тегеран (формирование этой оси стало большим ударом по интересам Армении, ибо стратегическая железная дорога Иран — Армения была трансформирована в новый проект Азербайджан — Иран), раскрывшие мощнейший геоэкономический потенциал четырех государств, обусловили создание глобальных транспортно-коммуникационных, логистических систем и энергетических коридоров (Север-Юг, Восток-Запад), во многом сблизив позиции ведущих государств транскавказского и транскаспийского регионов. Уникальная внешнеполитическая стратегия Ильхама Алиева значительно усилила геополитическую и военно-политическую значимость Азербайджана на всем Большом Востоке. Алиев, Путин, Роухани шаг за шагом приближались к реализации компромиссного и консенсусного решения по правому статусу Каспийского моря. Большую роль в процессе сближения позиций государств сыграл исторический Бакинский саммит 2010 года, состоявшийся по инициативе президента Алиева. Впервые именно в Баку прикаспийские страны заложили правовую основу совместного использования Каспия исходя из национально-государственных интересов суверенного государства. Именно по инициативе Алиева была достигнута договоренность относительно ширины национальной зоны, включающей водное пространство под суверенитетом прибрежного государства. Страны подписали первое соглашение. Это был ощутимый шаг на пути к реализации «каспийской концепции» Гейдара Алиева. А последовавшие за бакинским саммитом восьмилетние переговоры завершились подписанием в Актау Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Документ был принят с учетом национальных интересов Азербайджана. Хотя Каспий и был признан внутриконтинентальным водоемом, однако разделение произошло на основании принципа срединной линии. Таким образом, каждая из пяти сторон получит право установить территориальные воды, не превышающие по ширине 15 морских миль, которые будут отмерены от так называемых исходных линий. Методология установления исходных линий для определения зон будет утверждена другим, отдельным соглашением. Каждая страна получит также право установить рыболовную зону шириной 10 морских миль, прилегающую к территориальным водам. Еще одним важным с точки зрения национальных интересов России и Азербайджана решением стало положение о недопустимости присутствия на Каспийском море вооруженных сил внерегиональных государств. Курс на союз с СНГ Сразу же после исторической победы Алиева в Актау прозападные армянские эксперты забили тревогу, указывая на усиление роли России и Азербайджана в черноморско-каспийском регионе. Успех ближнезарубежной внешнеполитической доктрины Ильхама Алиева еще более усугубил региональное положение Армении, изолированной от всех важнейших проектов геоэкономической интеграции. Ближнезарубежная внешнеполитическая доктрина Алиева предполагает укрепление и развитие отношений как в формате двусторонних отношений, так и в рамках ведущих политических организаций. Конечно же, системообразующим фактором ближнезарубежной доктрины является прочный военно-политический союз Азербайджана с Россией. Москва признает и поддерживает целостность Азербайджана, что выражается в однозначной позиции Кремля, поставляет Баку современное вооружение, выступает в роли стабилизирующего фактора в регионе, о чем открыто заявил в своем выступлении на саммите глав государств СНГ президент Алиев. Социокультурная идентичность, выраженная в особом отношении к русскому языку и великой российской культуре, гуманитарная и социально-ценностная общность двух стран создают твердую почву для развития военно-политических уз. Наряду с этим Азербайджан в лице президента Алиева создал уникальные доверительные и союзнические отношения с Казахстаном, Таджикистаном, Белоруссией, демонстрируя надежность и предсказуемость, верность обязательствам и преемственность традициям. Система этих союзнических отношений проявилась в ходе недавнего визита в Баку президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Президенты долго обсуждали союзнические отношения с глазу на глаз. Чуть ранее такие же доверительные переговоры Алиев провел с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, которого уважительно называет аксакалом (почетным старейшиной) всего региона. Комментируя исторический успех Азербайджана в Актау, армянские эксперты, указывая на качественно новый расклад сил и непредсказуемый характер развития ситуации, признают, что Армения, особенно в свете бесшабашной вестернизации Еревана, больше не является форпостом России на Кавказе. На фоне этих неожиданных признаний пронзительным рефреном звучит оценка патриотических сил России, выраженная в категорической форме лидером евразийского движения Александра Дугина: «Азербайджан — единственный союзник России на Кавказе». А стоит ли скрепить союз в ОДКБ? Однако наиболее действенным механизмом в сложившейся системе региональной безопасности, гарантом которой выступает Россия, является Организация Договора о коллективной безопасности. По большому счету, в отличие от Евразийского экономического союза и Таможенного союза — региональных организаций, которые все еще пребывают на стадии становления, ОДКБ, призванная «Ташкентским пактом» к укреплению региональной безопасности и стабильности, защите на коллективной основе независимости, суверенитета и территориальной целостности государств, является единственной функционально сложившейся организацией стран, скрепивших союзнические узы. В эту организацию входят все основные союзники Азербайджана, требующие незамедлительной деоккупации Карабаха. В ОДКБ представлены Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия. Все еще в организации формально представлена Армения, однако после цветной революции ее новое прозападное правительство взяло откровенный курс на евроинтеграцию, и, по всей видимости, недалек тот день, когда соросовский кабмин Пашиняна покинет этот военно-политический союз, как и СНГ. Обратите внимание, все государства, входящие в ОДКБ являются самодостаточными и суверенными, отстаивающими свои национально-государственные интересы и приоритеты. А Казахстан и вовсе активно представлен во всех программах военно-политического взаимодействия в миротворческих программах НАТО. Киргизия — необъявленная цитадель прозападного либерализма в эсенговье, а принципиальность и неподконтрольность Лукашенко, для которого нет выше ценности, чем суверенитет Белоруссии, позволяющий себе порой жесткие дискуссии с Россией, с которой Минск представлен в едином Союзном государстве, вызывает искренне уважение. Чьи суверенные права ущемляет ОДКБ? Если еще с 2009 года такое цельное государство, как Иран, претендует на статус наблюдательного члена в ОДКБ, то о каких ограничениях суверенных прав может идти речь?! Примечательно, но именно с 2009 года ОДКБ — такая же политическая организация, как СНГ, приняла решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования. Совместные вооруженные силы союзнических стран призваны отражать военную агрессию и восстанавливать территориальную целостность государств, входящих в союз. Заметьте, единственной страной, столкнувшейся с военной агрессией и потерявшей в результате аннексии часть территории является Азербайджан. А все страны, входящие в ОДКБ, настаивают на деоккупации азербайджанских земель. А может, ОДКБ и станет площадкой для окончательного карабахского урегулирования? Помните вето, наложенное Назарбаевым на вступление Армении в Евразийский союз? Что требовал от Армении большой друг Азербайджана? Деоккупации карабахских земель! А концепция Владимира Путина, озвученная в Баку Александром Дугиным о необходимости возвращения без предварительных условий Азербайджану равнинного Карабаха и пяти районов?! Все региональные институты и организации на постсоветском пространстве пока на пути становления. Единственным действенным механизмом для справедливого карабахского урегулирования может стать ОДКБ. Может, откроем общественную дискуссию? А как вы думаете, может ли эта организация, объединившая всех искренних союзников и партнеров Азербайджана, стать платформой для восстановления целостности страны? Скажете — утопия! А не утопией ли еще лет двадцать назад была сегодняшняя реальность, когда все прикаспийские страны пришли к общему согласию, справедливо разделив Каспий?!