Сотрудники администраций Рональда Рейгана и Джорджа Буша-старшего сравнивают нынешние отношения между Россией и США с периодами начала 1960-х и начала 1980-х годов. Они призывают к расширенному и сбалансированному диалогу с Россией, так как его отсутствие повышает вероятность таких ошибок, которые наблюдались в те годы противостояния. Уже вошло в привычку писать и говорить о том, что отношения между США и Россией еще никогда не были хуже, чем сейчас. Вторжение Москвы на Украину, ее попытки вмешаться в американские выборы и покушение с применением вещества нервно-паралитического действия на территории Великобритании привели к тому, что Вашингтон позволил российско-американским отношениям скатиться до уровня холодной войны. Сейчас отношения между этими двумя странами очень напоминают опасные периоды в начале 1960-х и начале 1980-х годов. Послы в обеих столицах оказались в изоляции, американские сенаторы, отправляющиеся в Москву, встречают там резкий отпор, а встречи на высоком уровне воспринимаются с подозрением, граничащим с паранойей. Российско-американские отношения сейчас настолько плохи, что экономические санкции заменили собой дипломатию в качестве главного инструмента взаимодействия Вашингтона с Москвой. Как это часто случается в Вашингтоне, политики там рассматривают отношения с Россией сквозь призму истоков Второй мировой войны, то есть руководствуются убеждением, что политика умиротворения неизбежно ведет к катастрофе. Однако рассматривая истоки Первой мировой войны, а также Корейской войны, можно прийти к альтернативному выводу, а именно к выводу о том, что отсутствие диалога тоже может вести к просчетам и конфликтам. Напомним, что два предыдущих периода резкого охлаждения в отношениях между Вашингтоном и Москвой чуть было не закончились катастрофой. Кульминацией первого такого периода, в начале 1960-х годов, стал Кубинский ракетный кризис — тогда мир оказался ближе всего к ядерной войне. Во время второго периода высокой напряженности, в начале 1980-х годов, Кремль, испытывавший абсолютно нерациональные подозрения насчет администрации Рейгана, сбил южнокорейский самолет на фоне развертывания американских крылатых ракет в Европе. Вскоре после этого Кремль счел военные учения НАТО «Able Archer», которые были проведены в 1983 году, началом превентивного ядерного удара США. Кремль привел свои собственные стратегические войска в состояние боевой готовности, и, если бы произошел какой-то просчет, все это могло обернуться обменом ядерными ударами. После этих двух эпизодов президенты Кеннеди и Рейган поняли, что, чтобы избежать подобных кризисов в будущем, необходимы более регулярные и тесные контакты. Состоявшийся этим летом визит в Москву делегации конгрессменов США во главе с сенатором Ричардом Шелби (Richard Shelby), а также поездка сенатора Рэнда Пола (Rand Paul) были продиктованы именно такими соображениями. Обе эти поездки вызвали немало споров и разногласий — от вмешательства в наши выборы до Украины — однако обе они были совершены ради того, чтобы найти темы для обсуждения и сферы для сотрудничества между США и Россией. Именно такого более «сбалансированного» подхода придерживались американские администрации в отношениях с Москвой начиная с второй половины 20 века. По распоряжению президента Рейгана это произошло в середине 1980-х годов после серии военных психозов. Это вовсе не значило, что администрация Рейгана приняла то, что она всегда считала предосудительным в поведении Кремля — многие элементы жесткой политики Рейгана сохранялись вплоть до того момента, когда он покинул свой пост, — однако обе стороны понимали, что, чтобы избежать потенциально катастрофических просчетов, отношения между странами необходимо удерживать внутри определенных границ. Поэтому госсекретарь Рейгана Джордж Шульц (George Shultz) начал налаживать со своими советскими коллегами регулярный диалог, в центре которого стояло четыре основных вопроса: контроль над вооружениями, региональные вопросы, экономическое сотрудничество и защита прав человека. Эта программа — разумеется, с некоторыми корректировками — актуальна и сегодня. США не ведут с Россией никаких значимых переговоров по вопросу о контроле над вооружениями уже почти 10 лет — самый долгий период за последние полвека. Сегодня такие региональные проблемы, как Сирия и Украина, являются важной темой для обсуждения и поиска решений. Экономические вопросы сегодня решаются исключительно путем ужесточения санкций. К сожалению, защита прав человека до сих пор остается проблемой в России. Кроме того, к этой программе для обсуждения необходимо добавить вопрос о вмешательстве в выборы. Если мы хотим составить список тем для обсуждения между лидерами наших двух стран, обеим сторонам необходимо заняться созданием последовательной программы, а также начать активную дипломатическую работу. Взвешенная политика, направленная на создание такого плана, потребует дисциплины и сосредоточенности со стороны администрации Трампа. Как отметили некоторые аналитики после саммита в Хельсинки, администрация демонстрирует непостоянство и непоследовательность в своем отношении к Москве — президент занял слишком мягкую позицию по отношению к Путину, а члены его кабинета решительно осуждают действия Кремля. Такие сенаторы, как Шелби и Пол, взяли на себя инициативу по налаживанию диалога, потому что они видят, что администрация не может этого сделать. Однако Конгресс не имеет всех возможностей и необходимых полномочий для того, чтобы наладить продуктивные отношения с Москвой. Это работа должным образом подготовленной исполнительной власти. Некоторые убеждены, что нам не стоит налаживать диалог, потому что по своей природе режим Путина коррумпирован и порочен и потому что, если мы начнем налаживать его, это лишь придаст легитимности действиям Кремля. Однако именно в силу природы режима Путина нам необходим этот диалог, чтобы избежать просчетов. Американские президенты налаживали такой диалог с коммунистическими правительствами СССР, которые клялись уничтожить западный мир. Другие убеждены, что такой диалог не настолько необходим, как во времена холодной войны, потому что Россия сегодня существенно отстает от США в смысле военной мощи. Однако, как мы уже успели убедиться на примере Сирии и Украины, военный потенциал России стал гораздо мощнее и продолжает расти. Также стоит отметить, что Россия с ее стратегическим ядерным арсеналом является единственной в мире страной, способной уничтожить США в течение часа. Наконец, некоторые могут сказать, что попытки «перезагрузить» отношения с Россией предпринимались администрациями Клинтона, Джорджа Буша-младшего и Обамы и оказались безуспешными. Это действительно так. Все эти администрации проводили такую политику, искренне полагая, что Россию можно интегрировать в западную систему. Мы не выступаем за «перезагрузку» отношений. Вместо этого мы утверждаем, что расширенный и сбалансированный диалог необходим именно потому, что подход Кремля к миру вряд ли изменится в ближайшем будущем и что в отсутствие диалога это повышает вероятность таких ошибок, которые мы наблюдали в 1962 и в начале 1980-х годов. Та политика, которую мы предлагаем, — нечто среднее между нынешней ситуацией, когда мы, по сути, игнорируем страну, способную нас уничтожить, и попытками преуменьшить значение и решить проблему преступлений Москвы обходным путем — была характерна для американских администраций на протяжении почти всей второй половины 20 века. В некоторых случаях администрации приходили к выводу о необходимости такой политики только после того, как непонимание и просчеты ставили их на грань катастрофы. С нашей стороны будет очень разумным, если мы начнем диалог друг с другом, прежде чем мы окажемся в таком положении. Ричард Берт занимал пост помощника госсекретаря по делам Европы при администрации Рейгана, был главой делегации на переговорах по стратегическим вооружениям при администрации Джорджа Буша-старшего, а в настоящее время является управляющим партнером в McLarty Associates. Лорн Крейнер занимал пост директора отдела Азии в Совете национальной безопасности США при администрации Джорджа Буша-старшего, был заместителем госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, а в настоящее время является председателем Американских советов по международному образованию.