На этой неделе Китай принимает у себя лидеров стран Африки на саммите в Пекине. Последняя встреча такого рода прошла в декабре 2015 года в Йоханнесбурге (Южная Африка), где президент Китая Си Цзиньпин объявил о намерении выделить 60 миллиардов долларов на финансирование инфраструктурных проектов в Африке.
На нынешнем форуме китайско-африканского сотрудничества непременно прозвучат сенсационные заявления о новых миллиардных вливаниях китайских средств в строительство инфраструктурных объектов по всему континенту. Однако условия, на которых выдаются эти гигантские кредиты, могут подразумевать завышенные требования и отсутствие прозрачности.
Возможно, нам и хотелось бы думать, что Америки это никак не касается. Но пока Пекин все дальше и дальше заманивает африканские страны в тщательно подготовленную им долговую ловушку, Соединенным Штатам может дорого обойтись сокращение сотрудничества в области борьбы с терроризмом и создания рабочих мест.
Китайские кредиты стали своего рода метамфетаминами для финансирования инфраструктуры: невероятно притягательные, легкодоступные и с долгосрочными негативными последствиями, которые в значительной степени перевешивают любой временный подъем. Это особенно справедливо в отношении стран Африки к югу от Сахары, где Китай стал крупнейшим предоставителем двусторонних кредитов. Сорок процентов стран Африки южнее Сахары уже сейчас подвержены высокому риску долгового бремени; ситуация, при которой столь большое число кредитов сосредоточено в руках одного кредитора, ставит их в опасную зависимость от поставщика.
Почему это важно? Потому что как в Африке, так и в других странах правительства обеспечивают себе крупные кредиты Пекина, используя в качестве залога стратегические активы, такие как нефть, полезные ископаемые и земельные права. Если страны-заемщики окажутся не в состоянии погасить кредит, Китай может претендовать на соответствующий стратегический актив. Совсем недавно это на собственной шкуре испытала Шри-Ланка: ей пришлось передать Китаю контроль над портом Хамбантота, тем самым предоставив своему кредитору стратегический плацдарм на оживленном торговом пути. По словам профессора Брахмы Челлани (Brahma Chellaney) из Центра политических исследований в Нью-Дели, «целый ряд других стран: начиная с Аргентины и заканчивая Намибией и Лаосом — попадаются на удочку китайских кредиторов, которые вынуждают их делать мучительный выбор, чтобы предотвратить дефолт».
Хотя на первый взгляд кажется, что китайская долговая дипломатия не касается большинства американцев, она представляет серьезную угрозу национальной безопасности США. Грубо говоря, ловкие сделки Китая и захват стратегических активов могут ограничить влияние и возможности США за рубежом. Так, крошечная страна Джибути является домом для самой важной американской военной базы в Африке. Из-за китайских кредитов отношение государственного долга этой страны к ВВП в период между 2014 и 2016 годом увеличилось с 50 до 85 процентов. Если бы Джибути перестало выполнять свои обязательства и отдало порт, через который происходит пополнение запасов американской базы, военные возможности США в Африке и на Ближнем Востоке могли бы оказаться под угрозой.
В более широком смысле неустойчивые уровни задолженности могут дестабилизировать африканские государства, что также ставит под угрозу интересы безопасности США. Правительства с высоким уровнем задолженности могут попасть в порочный круг кредитного понижения, безрассудной экономической политики и сокращения расходов на социальное обеспечение. В условиях экономической стагнации быстрорастущее и молодое население Африки оказывается лишено многих возможностей для своего развития. А опасная смесь экономической безнадежности и политического разочарования может подтолкнуть недовольную молодежь к насильственному экстремизму. Это может угрожать американцам за рубежом и, кто знает, даже внутри страны.
Наконец, долговая дипломатия Китая сокращает число бизнес-возможностей для американских компаний. Дешевые инфраструктурные кредиты Пекина выдаются не только при условии вовлечения китайских компаний — они также устанавливают технические требования для таких проектов, как высокоскоростные железные дороги и беспроводные сети, тем самым благоприятствуя китайским фирмам. Суммарный эффект этих усилий «сместит Соединенные Штаты с их нынешних позиций в мировой экономике, тогда как Китай окажется ближе к центру», говорит Джонатан Хиллман (Jonathan Hillman), сотрудник Центра международных и стратегических исследований. Уже сегодня Китай ежегодно получает 180 миллиардов долларов от своих инвестиций в Африку; если его долговой дипломатии не будет оказано противодействие, вполне вероятно, что еще больше доходов и рабочих мест потекут в Китай, а не в США.
Правда такого исхода можно избежать. У Америки есть много неплохих вариантов, но ей необходимо решительно активизировать свою игру и поддержать альтернативы агрессивным финансовым инициативам Пекина. Возможно, основательнее всего Соединенные Штаты должны сосредоточиться на ускорении экономического роста в Африке. Помощь африканским государствам в укреплении инвестиционного климата и экономическом управлении поможет им привлекать больше капитала из частного сектора и предоставлять больше точек доступа для американских компаний. Ключевым компонентом является содействие усилиям африканских стран по повышению прозрачности, с тем чтобы все издержки и выгоды от вариантов финансирования проектов были известны широкой общественности. Хорошим началом было бы полное укомплектование штата американских посольств и предоставление дополнительной технической помощи для оценки кредитных соглашений и инвестиционных контрактов.
Пока что политика правительства Трампа в отношении Африки носит блуждающий характер и определяется скорее крепкими словечками с расовым подтекстом, чем какой-то согласованной стратегией или результатами. Для сравнения, Китай обладает четким видением, которое приносит выгоды в долгосрочной перспективе. В Африке и во всем мире необходимо принимать гораздо больше мер с целью противостоять китайской долговой дипломатии. Если этого не делать, коммерческим интересам и интересам национальной безопасности США будет нанесен серьезный ущерб.Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.