Россия пережила существующие штрафные санкции и подзаработала благодаря политике президента Трампа в отношении Ирана.
Судя по всему, санкции в международной политике сейчас модны, и как штрафные таможенные пошлины. Иран, Северная Корея, Сирия, Куба, Турция — список международных парий вы можете продолжить и сами.
Конгресс США подумывает, а не отрезать ли российские банки от всей долларовой торговли. Это ограничение, которое, совершенно очевидно, будет иметь непредсказуемые последствия. И в России, и здесь, в ЕС. Но опыт последних лет говорит нам о том, что оснований рассчитывать на то, что президент Владимир Путин уступит, нет.
В своей стране он особенно популярен именно из-за того, за что Дания и множество других стран хотят его наказать: за аннексию Крыма, поддержку мятежников на востоке Украины, вмешательство в Сирии и вообще за непримиримый тон в отношении Запада.
Но прежде, чем мы подробно станем говорить о санкциях против России, давайте взглянем на одну из действительно эффективных экономических блокад в истории: на тотальный бойкот ганзейскими городами Фландрии и вполне процветающего торгового города Брюгге.
Надо вернуться в 1358 год, когда купцы из большей части Северной Европы решили защитить в Брюгге свои привилегии. Тогда это был главный торговый город на севере Европы, в нем проживало 40.000 человек. Каждый год в город прибывало, в частности, 100 немецких торговцев, сюда поступало вино, меха, пиво, зерно, одежда и все, чем можно было торговать.
С годами немецким купцам удалось получить определенные привилегии, которые правители Брюгге в один прекрасный день совершенно неожиданно решили отменить. Среди них было, например, право контролировать весы, когда взвешивались их товары, фиксированная аренда городских кладов и освобождение от уплаты различных пошлин.
Купцы приплывали из городов, известных как ганзейские. Да, бойкот Брюгге был на самом деле первым случаем, когда Ганза выступала вместе. А города — все вместе — были настолько богаты, что они — в отличие от тогдашних привычек — не стали посылать флот и армию. Нет, на заседании, состоявшемся в ратуше Любека 20 января 1358 года, они решили перекрыть всю торговлю с непослушными фламандцами. Все ганзейские города ввели строгий контроль за ввозом и вывозом, так что обойти эмбарго — торгуя, например, с помощью посредников, — не мог никто. Наказание за нарушение эмбарго было поистине драконовское: «Leib unf Gut» — т.е. жизнь и имущество.
Вскоре Городской совет в Брюгге понял, что все серьезно, и направил в Любек переговорщиков. Но Ганза, которая, по правде говоря, и сама страдала от эмбарго, не сдавалась.
Чудовищные дожди и плохая осень ухудшила ситуацию во Фландрии, так что в сентябре правители Брюгге смягчились и согласились заплатить и за ущерб, которые экономические санкции нанесли самим ганзейским городам. В июне 1360 года ганзейские купцы вновь получили свои привилегии.
В дискуссиях об экономических санкциях часто подчеркивается, что прежде всего они сказываются на простых гражданах. Так было, на самом деле, и во Фландрии, которая была близка к голоду.
Вернемся к Путину. С момента оккупации Крыма четыре года тому назад ЕС, США и их единомышленники ведут политику экономических санкций против России.
Они, в частности, распространяются на туризм в Крыму, следствием их является и то, что ряд российских политиков и чиновников не могут свободно ездить по миру. Последнее не привело к тому, что богатейшие промышленники, так называемые олигархи, стали критиковать Путина. Наоборот: они стали более зависимыми от него.
Россия в ответ заблокировала ввоз продукции сельского хозяйства из ЕС, и невозможность экспортировать (в Россию) стоила датскому сельскому хозяйству миллиарды. (То, что Фарерские острова, не входящие в ЕС, существенно обогатились, — дело другое. Острова экспортируют в Россию рыбу, и этот экспорт постоянно сильно растет).
В России практически существует консенсус относительно того, что в «новой холодной войне» между Россией и Западом виноват Запад. Когда санкции были введены, Россия переживала экономический спад. Не столько из-за санкций, сколько из-за снизившихся цен на нефть.
Сейчас цены на нефть вновь выросли. И объясняется это в том числе новым жестким курсом президента Дональда Трампа в отношении Ирана, являющегося важным экспортером нефти.
Российская валюта, рубль, находится на дне. И, конечно же, Ольга и Иван могут это заметить в своей повседневной жизни. Некоторые товары в России вообще не производятся, западные автомобили по-прежнему популярны. Но Кремль укрепился экономически, и благодаря существенному профициту платежного баланса Путин не так уязвим, как думалось когда-то во время Крымского кризиса.
Великобритании очень хочется использовать дело Скрипалей для новых санкций, но многие страны во главе с Францией и Германией колеблются. По правде говоря, Путин не заслужил послаблений, но он без труда выдержит, если Запад даже и закрутит гайки немного сильнее.Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.