«Агент Бут»: покойного лидера британской оппозиции обвинили в работе на КГБ

16.09.2018 14:44 1

«Агент Бут»: покойного лидера британской оппозиции обвинили в работе на КГБ

В настоящее время в Великобритании разворачивается очередной политический скандал — покойного лидера Лейбористской партии Майкла Фута, который долгие годы был главным лицом политической оппозиции в Великобритании, обвинили в сотрудничестве с КГБ. Федеральное агентство новостей представляет перевод статьи «Агент Бут»: новые свидетельства о том, что лидер лейбористов Майкл Фут брал деньги у русских» (‘Agent Boot’: new claims that Labour’s Michael Foot took Russian cash), опубликованной британским The Sunday Times.Когда Майкл Фут пригласил своих друзей на шикарный ужин в лондонском Сохо после того, как выиграл в 1995 году в суде дело о клевете против The Sunday Times, он мог догадываться, что каждый британец услышит версии о его темных делах с агентами КГБ.И вот, спустя восемь лет после того, как он скончался в возрасте 96 лет, холодная война вернулась, чтобы потревожить Фута в могиле. Утверждения, содержащиеся в новой книге советского перебежчика Олега Гордиевского, не только возрождают старые опасения по поводу связей Фута с Москвой — они стали новой головной болью для современной Лейбористской партии, которая старается убедить британский электорат в том, что готова возглавить правительство.И левые, и правые с яростью отреагировали на прозвучавшие вчера откровения о том, что британская разведка MI6 в какой-то момент была столь обеспокоена действиями Фута, что собиралась сообщить королеве в случае его избрания, что лидер лейбористов является платным информатором КГБ.В своей новой книге «Шпион и предатель» колумнист Times и историк шпионажа Бен Макинтайр проверяет заявления Гордиевского о том, что Фут был платным информатором КГБ и утверждает, что MI6 сочла их достоверными.Несмотря на то, что британские разведслужбы поверили заявлениям Гордиевского, они не пытались вмешаться, когда Фут подал иск против The Sunday Times, обвинив газету в клевете, и добился через суд «значительной» компенсации, часть которой была передана левой газете Tribune, а часть пошла на новую кухню для его дома в Хэмпстеде, на севере Лондона.Чарльз Мур, бывший редактор Daily Telegraph, который взял интервью у Гордиевского для биографии Маргарет Тэтчер, заявил, что считал заявления перебежчика «надежными и четкими». Мур утверждает, что свидетельства о том, что бывший лидер лейбористов был оплачен российским государством, «выставляют в очень плохом свете политические решения Майкла Фута». Найджел Уэст, автор книг о секретных службах, охарактеризовал действия Фута как «отчаянную наивность. Это, кроме того, указывает на то, как Советы относились к лейбористской партии в то время: как к компании людей, которые готовы были все для них сделать».Джереми Корбин, нынешний лидер лейбористов, ответил обвинителям в своем Twitter.

«Майкл Фут любил свою страну. Вот почему он хотел сделать ее лучшим местом для всех. Порочить память мертвого человека, который успешно защищался, пока был жив — крайняя степень низости», — написал парламентарий.

Michael Foot loved this country. That's why he wanted to make it better for everyone.
Smearing a dead man, who successfully defended himself when he was alive, is about as low as you can go. — Jeremy Corbyn (@jeremycorbyn) September 15, 2018

Многолетний член парламента от лейбористов Майкл Гейпс также отверг обвинения.

«Я хорошо знал Майкла Фута… Майкл был чрезвычайно стойким патриотом Британии. Меня шокирует эта попытка опорочить его репутацию», — заявил Гейпс.

Внучатый племянник Фута, писатель и историк Джон Фут, написал гневную отповедь в Twitter.

«Мой двоюродный дед Майкл Фут всю жизнь был антисталинистом… Дико утверждать, что он был советским шпионом. Когда он был жив, он подал в суд за клевету и выиграл дело. Никаких доказательств. Позорная трусость», — заявил историк.

My great-uncle Michael Foot was a lifelong anti-Stalinist. Friend of Orwell, Koestler and Silone. Ludicrous to claim he was a Soviet spy. Sued successfully for libel around this when he was alive. No evidence. Shameful and cowardly. — John Foot (@footymac) September 14, 2018

Странное дело о Футе и его связях с КГБ стало известно в 1960-х годах, когда Москва пыталась поддерживать тех политиков на Западе, кто симпатизировал делу коммунистов.

«Великобритания была одной из важнейших целей», — пишет Макинтайр.

Некоторых из тех, кого завербовал КГБ, считали «сознательными» агентами, которые «сознательно поставляли информацию, секретную и прочую, тайными путями». Других же «воодушевляло то, что они получили кодовое имя и обзавелись личным делом в папке в закрытом стальном шкафу в штаб-квартире КГБ».В начале 1980-х годов Гордиевский ознакомился с делами британских граждан — в Москве он готовился отправиться в советское посольство в Лондоне — и наткнулся на досье под грифом «Бут» (Boot, «ботинок». — Прим. ФАН). В нем были две папки, одна толщиной в 300 страниц, другая вдвое меньше, перевязанные старым шнурком и опечатанные воском.

«На обложке было зачеркнуто слово «агент» и подписано «конфиденциальный контакт», — пишет Макинтайр.

«Агент Бут», как вскоре стало ясно, был Фут — «политик, который, если лейбористы выиграют следующие выборы, станет премьер-министром Великобритании».Когда The Sunday Times получили ранний вариант рукописи мемуаров Гордиевского — которые были опубликованы спустя 10 лет после его драматического побега от советских спецслужб в Великобритании — они написали о предполагаемой личности «Агента Бута» под заголовком «КГБ: Майкл Фут был нашим агентом». Фут немедленно подал в суд, обвинив их в клевете, и выиграл дело. Эпизод с «Агентом Бутом» не появился в опубликованной версии книги Гордиевского.Макинтайр подробно описывает досье Бута. После 20-летних отношений с Футом, которые начались в 1940-х годах, КГБ сочло, что он был «прогрессивным».

Макинтайр продолжает: «После первой встречи с Футом в редакции Tribune офицеры КГБ, действующие под личиной дипломатов, сунули ему 10 фунтов (примерно 250 фунтов в наше время) в карман. Он не возражал».

По словам Гордиевского, Футу передавали деньги от 10 до 14 раз в течение 1960-х годов, и передали в общей сложности 1500 фунтов — то есть 37 тысяч на нынешние деньги.

«Что произошло с этими деньгами — неясно, — отмечает Макинтайр. — Парламентарий от лейбористов не был наемником, и скорее всего эти наличные были использованы на поддержку работы Tribune».

Нет никаких свидетельств в пользу того, что Фут знал, что КГБ считает его какого-либо рода агентом — при этом в то время у него не было доступа к какого-либо рода государственным тайнам, которые он мог бы рассказать.

«Он, без сомнения, полагал, что принимая от Советов деньги для поддержки Tribune он служит прогрессивной политике и делу мира, — пишет Макинтайр. — Однако в разгар выборов его можно было заставить выглядеть настоящим платным шпионом КГБ. Истинное положение дел можно было использовать для того, чтобы заставить Фута выглядеть наивным и крайне глупым».

The Sunday Times утверждала, что для общественности крайне важен тот факт, что — был ли Фут «сознательным» агентом или нет — КГБ считал его таковым. Сейчас, утверждает Макинтайр, MI6 пришло к аналогичным выводам.

«В MI6 шли споры относительно конституционных положений, — пишет он. — Сошлись на том, что если политик с историей связей с КГБ станет премьер-министром Великобритании, королеву следует предупредить об этом».

Однако в деле Фута еще рано делать окончательные выводы, утверждают многие из его сторонников. О существовании «Агента Бута» известно исключительно со слов Гордиевского — и сомнительно, что перебежчик из КГБ сможет свои заявления чем-то подтвердить.

«В подобных историях никогда нельзя быть уверенным на 100%, поскольку крайне маловероятно, что мы когда-либо увидим эти документы, — отметил вчера Мур. — Британские разведслужбы полагали и полагают, насколько мне известно, что это правда, и это согласуется с иными доступными им данными. У меня нет никаких поводов сомневаться в этом».

Уэст утверждает, что существуют надежные свидетельства в пользу того, что русские передавали деньги для Tribune — в то время в финансовых делах издания царил более или менее постоянный хаос — и что делалось это через Фута. Фут был главным редактором издания дважды, в 1948–1952 и в 1955–1960 годах. Он оставлялся управляющим директором издания до 1974 года.Фут «явно брал деньги Москвы — для себя или для Tribune. И он должен был знать, что Tribune не смогла бы существовать без денег Москвы», заявил Уэст, отметив, однако, что Гордиевский не во всех случаях был точен и не обладал полной информацией о делах КГБ в Великобритании.Эндрю Дефти, специалист по разведке и лектор на кафедре политических наук в Университете Линкольна, утверждает, что все откровения Макинтайра о деле Фута основаны на одном-единственном источнике — Гордиевском.

«Нам необходимо более подробное рассмотрение того, как работала советская разведка, — утверждает Дефти. — Полевые оперативники находились под крайним давлением и могли лишь говорить о том, что завербовали кого-то. Всегда был соблазн преувеличить влиятельность их контактов».

Он утверждает, что Гордиевский мог говорить правду о том, что читал в деле «Агента Бута», «однако это все равно не означает, что данные заявления точны. Ведь это только один источник».Эндрю Нил, ведущий и бывший редактор The Sunday Times, который ушел из газеты за год до того, как вышла история Гордиевского, заявил, что данная история «требует большей достоверности». Он заявил, что Фут, который порвал с Москвой после вторжения в Чехословакию в 1968 году, не был сторонником Советского Союза и «не нуждался в средствах».Неизвестно, будет ли когда-то правда об «Агенте Буте» установлена с удовлетворительно точностью, однако сообщение было передано британской разведке обладавшим высокой ценностью перебежчиком из КГБ. Откровения в книге интересны не только общественности — их подробно изучат будущие поколения историков.

Дело «Бута», утверждает Мур, «не говорит о том, что Фут пытался подорвать британское государство или устроить коммунистическую революцию — но говорит о том, что он был крайне глуп».

Автор: Алексей Громов

Источник

Предыдущая новость

КиноЁлка «Мосфильма» стала самой популярной в Москве Владимир Чижов: Я надеюсь, что ЕС образумится Хочешь понять народ - послушай его песни WSJ: США обвинили Huawei в скрытом использовании «лазеек» в сетях Le Monde: российскую провинцию накрыла волна covid-19

Последние новости