И вот опять. Согласно официальному сообщению, 13 сентября Совет ЕС продлил санкции против России. За день до этого в Праге приняли Декларацию высшего государственного руководства после заседания, посвященного внешней политике. Согласно декларации, «что касается санкционного режима Европейского Союза в отношении Российской Федерации, государственные руководители утверждают, что причины, приведшие к введению санкций, остаются. Также они призывают к выполнению Минских договоренностей всеми причастными странами». Может показаться, что чешские политики опередили Брюссель. Однако, по доступным данным, еще пятого сентября постоянные представители 28 стран Европейского Союза в обстановке «определенной секретности» приняли решение о продлении санкций. Причудливая игра продолжается. Причины остаются Впервые в истории Европейский Союз ввел экономические санкции против России в декабре 1999 года из-за войны в Чечне. О глубоко гуманитарном характере этого решения свидетельствует тот факт, что это произошло через несколько месяцев после удара НАТО по Югославии. Санкции продлились до июля 2000 года. Старт нынешним санкциям Брюссель вместе с Вашингтоном дал в марте 2014 года из-за присоединения Крыма к России и войны на востоке Украины. Санкции периодически продляются, а иногда еще и расширяются. Сегодня под них подпало 155 граждан Российской Федерации и 44 российские компании. В марте 2017 года на заседании Совета по иностранным делам ЕС министры иностранных дел стран-членов утвердили проект из пяти пунктов, представленный верховным представителем Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини. Таким образом, санкциям придали форму концептуальной политики в отношении России. Согласно проекту, обязательным условием для любого серьезного изменения политики Европейского Союза в отношении России является выполнение Минских договоренностей. Кроме того, Европейский Союз будет в некоторых вопросах сотрудничать с Россией — там, где ему это выгодно. Также Евросоюз будет поддерживать личные контакты, «инвестировать» в будущее поколение, поддерживать гражданское общество в РФ. И под этим явно не подразумевается вмешательство во внутренние дела, например, во время российских выборов. Требование о выполнении Минских договоренностей, разумеется, обосновано. Однако политика Брюсселя выглядит неоднозначно по крайней мере по трем причинам. Во-первых, нынешние проблемы с Украиной начались не с присоединения Крыма к России и не с упомянутой войны. Все началось со свержения демократически избранного президента. В том перевороте активное участие принимали некоторые западные страны, которые сегодня занимаются морализаторством. Во-вторых, санкции за невыполнение Минских договоренностей могли бы сойти за проявление справедливой политики, если были бы обращены не только против Москвы, но и против Киева. Никто не может отрицать, что нынешнее правительство Украины не выполняет целый ряд Минских договоренностей, например пункт о проведении конституционной реформы для децентрализации и о принятии норм об особом статусе Донецкой и Луганской области с органами местного самоуправления. Кстати, содержание этих норм должно обсуждаться с представителями данных регионов. В-третьих, действительно, как говорится в вышеупомянутой Декларации, «причины, приведшие к введению санкций, остаются». В первую очередь, никуда не делась неспособность Вашингтона и Брюсселя понять, что санкции не тот инструмент, которым можно было бы изменить политику Москвы. Экономический форум Экономические санкции — это всегда очень проблематичный шаг. С их помощью стремятся подорвать легитимность неугодных правительств, снижая качество жизни широких масс населения и таким образом настраивая их против собственного руководства. Однако в случае России введение санкций вызвало рост популярности Владимира Путина, поскольку большинство россиян восприняло введение санкций как оскорбление. Вообще санкции могут возыметь успех, когда к ним присоединяются все основные игроки. Тогда блокируемые товары и услуги никто заменить не может. И еще кое-что важное: ответные меры пострадавшей страны не должны наносить инициаторам санкций слишком большой урон. Спад российской экономики после 2014 года был вызван, с одной стороны, санкциями, а с другой — резким снижением цен на нефть. Однако сейчас важно одно: после нескольких лет спада российский ВВП стабилизировался и даже начинает расти. Как можно подсчитать, для адаптации к новой ситуации России понадобились три года. Таблица, подготовленная согласно данным Международного валютного фонда, отображает изменения ВВП Российской Федерации год от года. Конечно, России санкции навредили, в особенности в области импорта передовых технологий и прямых инвестиций. Однако Россия научилась заменять импорт и постепенно перешла к тому, что было уже лет 20 как понятно, но что московские прозападно ориентированные части политической и экономической элиты все затягивали. Итак, Россия повернулась на Восток, прежде всего к Китаю. Китай стал крупнейшим торговым партнером России. Согласно последнему годовому докладу российского федеральной службы статистики, в 2000 году оборот внешней торговли между Россией и Китаем достигал 6,2 миллиарда долларов. Через пять лет — уже 63,5 миллиардов. В прошлом году его рост составил 20,8%. Согласно информации, прозвучавшей на прошлой неделе во Владивостоке на Восточном экономическом форуме, в этом году взаимная торговля этих двух стран впервые превысит сто миллиардов долларов. После достройки газо- и нефтепроводов, а также после расширения российской флотилии танкеров для перевозки нефти и СПГ можно ожидать стремительного роста торгового оборота в течение двух лет. Только в прошлом году китайские инвестиции в России выросли на 72%. Ведется подготовка к совместному строительству железнодорожной трассы для высокоскоростных поездов, то есть тех, чья скорость составляет не менее 250 километров в час, из Харбина во Владивосток и из Москвы в Казань. Все это символизирует коренные изменения, происходящие в мировом порядке. Именно Россия на рубеже 19 и 20 веков прокладывала в Китае так называемую Маньчжурскую железнодорожную магистраль. А сегодня именно Китай является сверхдержавой в строительстве путей сообщения. Достаточно напомнить, что во Франции, которая была пионером в строительстве скоростных дорог, в 80-е годы прошлого века их было проложено чуть более 2,6 тысяч километров. В наши дни высокоскоростные поезда пересекают Китай вдоль и поперек по трассам протяженностью более 20 тысяч километров, и каждый год в эксплуатацию вводятся две тысячи километров новых путей для скоростных составов. Дискуссии и подписанные соглашения на упомянутом Восточном экономическом форуме касались целого ряда новых совместных общегосударственных и региональных проектов, реализуемых Россией в сотрудничестве не только с Китаем, но и с Японией и Южной Кореей. Кроме российского президента, участие в форуме принял и китайский президент Си Цзиньпин, и японский премьер Синдзо Абэ, и председатель южно-корейского правительства Ли Нак Ен. Также на форум приехали многочисленные делегации: более тысячи человек из Китая, почти 600 — из Японии, более 300 — из Южной Кореи и 12 — из Северной Кореи… Для полноты картины добавлю, что во время пресс-конференции четырех упомянутых высокопоставленных гостей российский президент предложил премьеру Японии подписать мирный договор без предварительных условий. Переговоры о мире, продолжающиеся 70 лет после завершения Второй мировой войны, буксуют из-за спора вокруг четырех небольших островов. Владимир Путин предложил изменить порядок и сначала подписать мирный договор, а затем уже обсуждать детали. Токио, по всей видимости, еще не готово к этому. Однако именно такие очень простые решения ломают стереотипы в мышлении, которые часто мешают улучшению отношений больше, чем собственно спорные моменты. То же можно сказать о начавшихся очень многообещающих переговорах лидера Северной Кореи с президентами Южной Кореи и США. Военные учения 28 сентября 2015 года американский президент Барак Обама в своем выступлении в ООН назвал антироссийские санкции успешными. В частности, он заявил, что «санкции привели к оттоку капитала, спаду экономики, падению курса рубля, эмиграции все большего числа образованных россиян». Казалось, что Россия пала на колени. Однако через два дня после этого выступления Обамы началась чрезвычайно эффективная и эффектная операция российских вооруженных сил в Сирии. Она подтвердила, что Россия воспрянула и что Белый дом плохо информирован. Подходят к концу крупнейшие военные учения Вооруженных сил Российской Федерации за все время их существования. Участие в учениях принимали все рода войск, которые продемонстрировали слаженную работу на стратегическом уровне и способность перемешаться на большие расстояния. По имеющимся данным, в ходе первой фазы учений акцент делался на отработку противовоздушной обороны и действий десантных подразделений быстрого реагирования. Учения проходят в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако больше пропагандистского шума, чем на Востоке, эти учения наделали на Западе. В частности, вероятно, потому, что снова подтвердилось: расширение НАТО на восток оказало такой же геополитический эффект, как и введение антироссийских экономических санкций: сотрудничество между Москвой и Пекином только укрепилось. В учениях «Восток-2018», помимо монгольских военнослужащих, участие принимают более трех тысяч военнослужащих Народно-освободительной армии Китая. Это не первые совместные маневры. Еще в 2003 году состоялись первые антитеррористические учения стран Шанхайской организации сотрудничества. С 2005 года проводятся регулярные двусторонние военные учения сухопутных войск попеременно то в России, то в Китае. Учения «Мирная миссия 2007» привели китайских военнослужащих и танки под Челябинск, то есть к восточному подножью Уральских гор. Такие же учения состоялись в 2013 году. С апреля 2012 года Россия и Китай проводят совместные маневры военно-морского флота. Сначала местом их проведения было Желтое море, а затем Японское и Южно-Китайское. В прошлом году три военных корабля Китая приняли участие в совместных учениях с российскими моряками в Балтийском море, а затем — в военном параде в Санкт-Петербурге. Несмотря на все усилия Запада, Россия так и не оказалась в изоляции. Более того, одновременное давление на Китай подталкивает это государство с самой большой экономикой в мире и страну с непобедимым ракетно-ядерным арсеналом к все более тесному сотрудничеству. Нынешние действия Запада — редкий пример столь глубокого и продолжительного непонимания характера международных отношений. С точки зрения поставленных антироссийских (а зачастую и антикитайских) целей политика Запада не только неэффективна, но и попросту контрпродуктивна. За всеми этими причудливыми усилиями Вашингтона и Брюсселя кроется непонимание характера изменений в мире: ни военным, ни экономическим давлением они уже не могут вернуть времена, когда Китай еще не совершил свой беспрецедентный в истории рывок. Пекин не будет играть в западные геополитические игры, что отнюдь не поспособствует укреплению западоцентристского порядка международных отношений. Пекин уже сейчас меняет этот порядок коренным образом.Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.