Министр энергетики США 13 сентября сказал своему московскому коллеге, министру энергетики России Александру Новаку, что Соединенные Штаты могут ввести санкции в отношении газопровода «Северный поток-2» между Германией и Россией, который сделает Европу еще более зависимой от поставок российского газа. Сегодня у Вашингтона имеются два инструмента для достижения своей долгосрочной цели, ослабления уязвимости Европы перед энергетическим влиянием России: угрозы санкций в отношении нового газопровода и экспорт американского сжиженного природного газа (СПГ) в Европу. Экспорт СПГ является для Америки относительно новым явлением, которое возникло только в 2016 году после так называемого сланцевого бума. С тех пор наибольший спрос на американский СПГ был в Азии, хотя нарастающая торговая война с Китаем может создать трудности в этом отношении. Однако, за последние два года большое количество европейских государств начали импортировать американский сжиженный газ, включая Турцию, Испанию, Португалию, Италию, Британию, Литву, Нидерланды Польшу и Мальту. На Россию, напротив, в 2017 году приходилось всего около 30 процентов общего объема европейского импорта газа, хотя этот показатель вскоре может вырасти до 40 процентов, если «Газпром» реализует свой проект «Северный поток-2». Как я уже говорила в своем недавнем выступлении перед Сенатским комитетом по энергетике и природным ресурсам, прекращение реализации проекта «Северный поток-2» и отправка американского СПГ в Европу принесут значительные экономические, политические и геополитические выгоды, а также преимущества для национальной безопасности Соединенных Штатов и их европейских союзников.
Будучи крупнейшей державой НАТО и ключевым гарантом безопасности для многих европейских членов североатлантического альянса, Соединенные Штаты не могут игнорировать последствия энергетической зависимости Европы. Россия и ее национальная газовая компания «Газпром» используют экспорт газа в Европу как инструмент политического влияния, принуждения и давления путем сокращения поставок и повышения цен. Это непосредственно угрожает национальной безопасности европейских стран НАТО, которые Соединенные Штаты обязаны защищать.
Поскольку Соединенные Штаты намерены к 2020 году стать третьим крупнейшим производителем СПГ в мире, экспорт газа в Европу будет иметь экономический эффект для энергетического сектора США, торгового баланса и американской экономики в целом. Однако, если Европа станет покупать больше российского газа, транспортируемого по газопроводу «Северный поток-2», тогда экономические выгоды получит кремлевский режим, известный широко распространенной своей коррупцией, отмыванием денег и экспортом худших образцов деловой практики. Россия фактически превращает свой газ в оружие, используя прекращение поставок, чтобы навредить нашим европейским союзникам. Так, например, зимой 2008-2009 годов «Газпром» сократил поставки на Украину, и дефицит газа ощущался на протяжении двух недель в шести странах ЕС. В результате, в Польше имели место как минимум десять смертельных случаев, когда граждане замерзли в отсутствие газового отопления. Чем меньше европейские страны будут полагаться на российский газ, тем в большей безопасности они будут находиться.
Сегодня мало кто станет отрицать, что экспорт российского газа служит не только источником дохода, но и, что еще более важно, средством наращивания политического влияния и формирования альянсов в Европе. В результате торговли газом с западноевропейскими странами начиная с конца шестидесятых годов, Москва установила тесные связи с европейскими деловыми и политическими элитами. Это особенно заметно в Германии, которая является крупнейшим европейским рынком сбыта для «Газпрома». Например, крупнейшие компании Германии, имеющие деловые связи с Россией, были в числе самых последовательных критиков западных санкций против Москвы с 2014 года. Более того, Герхард Шредер, бывший канцлер Германии, начиная с 2005 года является председателем совета директоров компании Nord Stream AG, а с 2017 года – председателем совета директоров российской государственной нефтяной компании «Роснефть». Реализация проекта «Северный поток-2» послужит дальнейшему укреплению влияния России в деловых и политических кругах Германии, что является опасным развитием событий для ведущей страны Европейского союза и одной из крупнейших европейских стран НАТО. Аналогичным образом, Италия продолжает рассчитывать на увеличение импорта российского газа, поскольку итальянская энергетическая компания ENI заключила сделки с «Газпромом». Воспользовавшись этими деловыми отношениями, президент России Владимир Путин установил личную дружбу с премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. Стратегически важный член НАТО на южном фланге, Турция, является вторым по величине европейским рынком «Газпрома», и ее импорт российского газа постоянно растет. Пользуясь этим, Кремль пытается привлечь Эрдогана на свою сторону и изолировать Турцию от западных союзников по НАТО и от Европейского Союза. В отсутствие российского газа, многие из этих связей ослабли бы, а европейские страны получили бы большую политическую автономию.
Экспорт американского СПГ способствовал бы укреплению глобального лидерства Вашингтона и послужил бы источником рычагов воздействия на растущую геополитическую борьбу за влияние с конкурирующими державами, такими как Китай и Россия. Те, кто осуществляет поставки энергоносителей в Европейский Союз, будут иметь экономическое влияние на континенте, в том числе в ключевых индустриальных странах Европы, таких как Германия, а также в регионах, страдающих от политических и экономических проблем, таких как Украина. В перспективе Соединенные Штаты могут ожидать усиления конкуренции на мировых газовых рынках со стороны таких традиционных поставщиков СПГ как Катар и Австралия, а также от новых российских производителей, таких как «Новатэк». Кроме того, следует учитывать, что «Газпром» не оставит усилий по обеспечению своих ключевых рынков, таких как Германия и Турция, с помощью газопроводов «Северный поток-2» и «Турецкий поток» соответственно. Соединенным Штатам было бы разумно воспользоваться нынешним благоприятным положением на рынках, а не оставлять их открытыми для своих конкурентов. Сегодня правительство США обдумывает сложное и важное решение, насколько далеко оно готово зайти в своем стремлении блокировать строительство газопровода «Северный поток-2». В нынешние времена дипломатической напряженности нелегко вводить санкции против проекта, в котором принимают участие крупнейшие европейские энергетические компании. Но Вашингтон не должен колебаться. К сожалению, в некоторых европейских странах в настоящее время имеет место новое явление, представляющее собой смесь рефлексивного антиамериканизма, недальновидного мышления и корыстных интересов бизнеса. Санкции могут быть одним из наиболее эффективных инструментов для остановки проекта, который имел бы долгосрочные негативные стратегические последствия для Соединенных Штатов и их союзников. Таким образом, сегодня Вашингтон должен задать себе следующий вопрос: какова реальная цена свободы, независимости и демократии в Европейском Союзе?