Судно Venta Maersk в конце августа покинуло российский дальневосточный порт Владивостока и отправилось в очень важное плавание. 27 сентября, пройдя через Восточно-Сибирское море и море Лаптевых, судно прибудет в Санкт-Петербург. Этот маршрут знаменует собой последние события в сфере морского транспорта в этих северных широтах, пишет The Economist в статье от 24 сентября «Что такое Северный морской путь?» (What is the Northern Sea Route?). Федеральное агентство новостей предлагает перевод этого материала.Venta Maersk — это специально укрепленное судно, которое станет первым в мире контейнеровозом, проследовавшим через российскую Арктику. Целью первого плавания является не поиск коммерческой альтернативы существующим маршрутам Maersk (датская компания, специализирующаяся на морских грузовых перевозках и обслуживании портовых терминалов. — Прим. ФАН), а сбор данных и определение целесообразности маршрута. Эксперты также рассматривают это событие в свете растущего международного интереса к Арктике.За последнее десятилетие таяние льдов позволило открыть ранее недоступные арктические судоходные пути. Государственная судоходная компания Китая COSCO является одним из наиболее активных игроков в регионе. С 2013 года она совершила более 30 рейсов, и Китай продолжает вкладывать деньги в строительство инфраструктуры вдоль арктического побережья России и в ее нефтегазовые скважины. Но для Китая Арктика — это лишь часть большой игры. Для России ставки выше: 30% ее ВВП зависит от региона.
«Будущее России — в Арктике, — говорит старший научный сотрудник Института Арктики в Вашингтоне Мальте Хамперт. — Этот регион станет важным коридором для добычи и транспортировки ресурсов в Азию и Европу».
И пока Россия может устанавливать в Арктике свои правила. В конце концов, именно через ее территориальные воды проходит самый загруженный маршрут Арктики — Северный морской путь (СМП).СМП начинается с Баренцева моря, недалеко от границы России с Норвегией, и заканчивается Беринговым проливом между российским Дальним Востоком и Аляской. Суда, проходящие через СМП, должны получать разрешение российских властей. Те, в свою очередь, взимают транзитные сборы и предоставляют ледоколы для сопровождения. СМП часто называют потенциальным соперником Суэцкого канала, потому что он может значительно сократить время в пути между Азией и Европой. Например, корабль, следующий из Южной Кореи в Германию через Суэцкий канал, будет плыть примерно 34 дня, а через СМП — 23 дня. Но у арктического маршрута есть и недостатки: навигационный сезон — от трех до четырех месяцев в году, непредсказуемые ледовые условия, высокие страховые взносы, дорогостоящие специализированные суда, отсутствие поисково-спасательных команд и вспомогательной инфраструктуры. Таковы некоторые из причин, по которым эксперты считают, что СМП станет экономически целесообразной альтернативой другим маршрутам только к 2040 году.Но, несмотря на то, что СМП, возможно, не скоро составит конкуренцию Суэцкому каналу в качестве основной артерии для грузоперевозок между Европой и Азией, он имеет большое значение для транспортировки ископаемого топлива. Чтобы иметь коммерческую выгоду, крупные контейнерные суда, проходящие через в Суэцкий канал, должны осуществлять поставки нескольким клиентам за один раз. Эта бизнес-модель неосуществима в малонаселенной Арктике. Но для нефтяных танкеров и танкеров СПГ экономически имеет смысл обслуживать единичные рынки, не делая много остановок. Арктический маршрут хорошо подходит для этого вида поставок.Перспективы СМП также улучшатся, если мир станет менее стабильным. Рост пиратства вокруг Африканского Рога, больше заторов в Малаккском проливе, больше террористических нападений в Суэцком канале — все это делает стратегически важной задачей контроль над Северным морским путем. И практически не имея конкуренции со стороны Соединенных Штатов, Россия и Китай будут иметь преимущество в этом регионе. Автор: Алексей Громов