Пять стран, входящих в ведущую мировую сеть обмена разведывательными данными, с начала года начали делиться секретной информацией о внешней деятельности Китая с другими странами-единомышленниками, сообщили семь официальных лиц в четырех столицах. Усиленное сотрудничество альянса «Пять глаз», группы, состоящей из Австралии, Великобритании, Канады, Новой Зеландии и Соединенных Штатов, с такими странами, как Германия и Япония, является признаком расширения международного фронта против китайских операций влияния и инвестиций. Некоторые из официальных лиц, согласившихся говорить на условиях анонимности из-за деликатности затрагиваемой темы, сказали, что усиленное сотрудничество можно расценивать как неформальное расширение группы «Пяти глаз» в ответ на конкретную проблему иностранного вмешательства. В центре внимания был Китай, но обсуждение также не обошло вниманием и Россию. «Консультации с нашими союзниками, партнёрами-единомышленниками, на тему того, как следует отвечать на самоуверенную международную стратегию Китая, проводились достаточно часто и набирают обороты, — сказал агентству Reuters американский чиновник. – То, что могло оказаться разовой дискуссией, в настоящее время ведёт к более детальным консультациям по передовой практике и дальнейшим возможностям для сотрудничества». Все правительства стран, вовлечённых в дискуссию, включая Германию и Японию, отказались от комментариев. Перед лицом нарастающего негатива со стороны Вашингтона, Канберры и остальных столиц Китай отверг обвинения в том, что он ищет возможности влиять на иностранные правительства, и в том, что его инвестиции политически мотивированы. Усиленная координация со стороны сети «Пять глаз» говорит о том, что, несмотря на сигналы президента США Дональда Трампа о готовности в одиночку пойти на конфронтацию с Китаем, члены его администрации упорно работают за кулисами, чтобы собрать неформальную коалицию для противодействия Пекину. Это также представляет собой ещё один удар по тающим надеждам Китая убедить европейские страны, расстроенные политикой Трампа «Америка прежде всего», дистанцироваться от Вашингтона и сделать шаг навстречу Пекину.
Официальные лица, разговаривавшие с Reuters, сказали, что переговоры не слишком афишируются и в основном имеют двусторонний характер. Два источника сообщили, что Франция также вовлечена в «ответ Пекину», но на менее регулярной и всеобъемлющей основе. Никто не предполагал, что Германия, Япония или другие страны за пределами круга «Пяти глаз», будут приглашены на заседание разведывательного альянса, созданного после Второй Мировой войны для противодействия советскому влиянию. Однако заявление, сделанное после заседания «Пяти глаз» на Золотом побережье Австралии в конце августа, дало понять о более плотной координации. В нём говорилось о том, что группа будет использовать глобальное партнёрство и усиливать обмен информацией об иностранных попытках вмешательства. Международная координация ускорилась параллельно волне государственных мер по ограничению китайских инвестиций в значимые в оборонном отношении технологические компании и противодействию тому, что некоторые правительства рассматривают как деятельность президента Си Цзиньпина по расширению влияния на иностранные правительства и общества в интересах Китая, путём сочетания давления и поощрений. В декабре 2017 года, ссылаясь на опасения по поводу китайского влияния, австралийское правительство обнародовало пакет новых законов, ужесточающих правила иностранного лоббирования и политических пожертвований, одновременно расширив определение государственной измены и шпионажа. Соединенные Штаты проталкивают закон, известный как FIRRMA, дающий Вашингтону новые полномочия для блокирования определённых типов иностранных инвестиций. Текст этого законопроекта наделяет Трампа полномочиями для ведения более решительной международной пропагандистской работы по убеждению союзников в необходимости принятия аналогичных защитных мер. Ранее в этом месяце в своих язвительных нападках на китайскую внешнеполитическую деятельность вице-президент США Майк Пенс обвинил Пекин во вмешательстве во внутренние дела Соединённых Штатов путём вознаграждения или принуждения американского бизнеса, киностудий, университетов, научно-исследовательских центров, учёных, журналистов и местных, государственных и федеральных чиновников. Пекин эти обвинения отверг.
Немецкое правительство, которое в прошлом году ужесточило своё законодательство в отношении иностранного инвестирования, чтобы спустя несколько месяцев, после новой волны китайских приобретений, убедиться в том, что предпринятые меры всё ещё недостаточны, готово снизить порог чувствительности, при котором оно готово вмешаться. В прошлом году Берлин тихо приступил к межведомственной работе по оценке широкого спектра китайской деятельности в стране. Источники в правительстве сообщают, что анализ практически завершён, и могут последовать новые политические меры, хотя они же говорят о том, что вероятность принятия далеко идущих шагов, подобным предпринятым Австралией, мала. Один американский чиновник сообщил, что приобретение немецкой полупроводниковой фирмы Aixtron, сорванное в 2016 году, подчеркнуло необходимость создания более широкой коалиции стран для обмена информацией и координирования ответов Китаю. Два года назад немецкое правительство одобрило приобретение фирмы Aixtron китайским инвестиционным фондом, только для того, чтобы месяц спустя изменить курс, после того, как американские чиновники указали на упущенные Берлином из виду проблемы с безопасностью. Официальные лица, общавшиеся с Рейтерс, описали «поток консультаций», проведённых за последние месяцы, по координации инвестиций, проводимых Вашингтоном, и сообщили о том, что Канберра берёт на себя ведущую роль в повышении осведомлённости о политическом вмешательстве. По их словам, состоялись переговоры между дипломатами, сотрудниками разведки и главами правительств. «Мы живём в новом мире», — сказал представитель одной из стран-участниц «Пяти глаз», за последний год многократно посещавший другие столицы для обсуждения китайской внешнеполитической активности. «Неожиданный шок от авторитарных режимов заставляет более плотно и скоординированно сотрудничать и расширять обмен разведданными», — сказал он.