Выход из ЕС предполагает колоссальный выбор между экономической безопасностью, связанной с членством в едином рынке и таможенном союзе, и отходом от разделения суверенитета. Как бы то ни было, сторонники Брексита продолжают жить в воображаемом мире, который несет на себе отпечаток отрицания действительности. Они считают, что рано или поздно ЕС капитулирует. Раз ЕС двадцати семи стран-членов не смог взять на себя роль, которую приписывают ему сценаристы Брексита, это еще больше раззадорило его поборников и подтолкнуло их к поиску другого козла отпущения. В конечном итоге, наше согласие принять цену, которую мы должны заплатить за выход из ЕС, — это наше внутреннее дело. Обсуждение этого вопроса в нашей стране еще далеко не окончено, и в этой поздний час многие из нас все еще отстаивают мысль о том, что окончательное решение должно быть принято британской общественностью после того, как у нас появятся в распоряжении все необходимые факты. Поэтому мы просим европейских партнеров при необходимости быть готовыми предоставить нам пространство и время для того, чтобы принять такое решение. До того момента мы, разумеется, признаем их право отталкиваться в своих действиях от решения о выходе Великобритании и готовиться к нему, если ничего не изменится. Наше правительство оказалось не в состоянии должным образом оценить экономические последствия выхода, а также минимизировало политические инвестиции наших европейских союзников в проект ЕС. Эта неудача продолжает подпитывать иллюзорные надежды на значительную уступку в последний момент с европейской стороны. Это также приводит к еще более иллюзорной идее о том, что после выхода Великобритании и начала для нее переходного периода 27 стран-членов откажутся от принципов единого рынка и предоставят нам доступ к нему без необходимости подчиняться его правилам. Этот миф подталкивает некоторых британцев к Брекситу «вслепую», в рамках которого страна покинет Евросоюз в марте 2019 года, сохранив при этом неясность насчет своих будущих с ним отношений. Такой немыслимый для Великобритании исход стал бы также чрезвычайно опасным для Евросоюза. Поэтому мы призываем всех тех, кого волнует будущее Европы, категорически выступить против него. В Великобритании есть два типа сторонников Брексита «вслепую»: наивные оптимисты и циничные пессимисты. Наивных оптимистов мы уже описали чуть ранее. Они считают, что после выхода Великобритании ЕС внезапно решится на слом своей юридической и конституционной системы и позволит нам ради сохранения отношений поступать, как нам заблагорассудится, в том, что касается таможенного союза, общей валютной политики, а также производственных и экологических норм. Циничные пессимисты отличаются тем, что нацелены на самый жесткий вариант Брексита. Они готовы принять шаткое и ни к чему не обязывающее соглашение, которое позволит им пересечь черту в марте 2019 года, потому что они знают, что могут просто разорвать его, когда Великобритания выйдет. Такая позиция станет долгожданным предлогом для их программы всестороннего ослабления регулирования на рынке труда и сокращения налога на предприятия. Брексит вслепую, наверное, вызывает серьезный соблазн и в Европейском совете. Выход британцев из ЕС для начала переходного периода с минимумом шумихи и помех может действительно казаться стоящей целью, однако он не решает вопрос Брексита. Важно понимать, что хотя соглашение о выходе коснется ирландской границы, прав граждан и финансовых выплат в связи с уходом из ЕС, туманное политическое заявление о будущем не в силах решить вопрос экономических отношений Великобритании и ЕС, а также многие другие проблемы. Такая ситуация станет отрицательным сигналом для опасных популистов в ЕС, а также для тех, кто желают Европе зла. Сформируется прецедент выхода из ЕС без четких договоренностей о будущем. Кроме того, такие условия могут на годы затянуть процесс Брексита, высасывая из ЕС энергию и ресурсы при том, что сейчас в мире нет недостатка угроз для международной торговли и безопасности. ЕС должен действовать в интересах своих граждан, и мы понимаем это. Как бы то ни было, Брексит вслепую вовсе не будет способствовать этому. Тем временем в Великобритании набирает силу требование «народного голосования» по результатам переговоров. С учетом всех этих меняющихся политических аспектов, сейчас не время перечеркивать возможные варианты для Великобритании и Европы. Вне зависимости от того, по какому пути пойдет Великобритания в ближайшие недели, сильный Евросоюз, без сомнения, останется в ее интересах. Его способность собрать столь разные государства и объединить их вокруг закона и прав человека, а также свободного рынка и торговли, представляет собой великолепное достижение, которое нельзя недооценивать и сбывать по дешевке. Мы все — лидеры, которые вышли из разных британских политических традиций, и в прошлом у нас было немало разногласий. Но то, что объединяет нас — поддержка демократии, правового государства, свободы слова и свободной торговли — является также и ключевыми европейскими ценностями, которые стоит защищать. * Тони Блэр (Tony Blair), премьер-министр Великобритании с 1997 по 2007 год; Ник Клегг (Nick Clegg), вице-премьер Великобритании с 2010 по 2015 год; Майкл Хезелтайн (Michael Heseltine), вице-премьер Великобритании с 1995 по 1997 год