В этом месяце США объявили, что против России будут введены новые санкции, на этот раз в связи с применением на территории Великобритании запрещенного нервно-паралитического вещества против бывшего двойного агента Сергея Скрипаля. Политика, проводимая США в отношении России, открывает широкий простор для санкций. Однако анализ эффективности санкций, применявшихся в прошлом против различных государств, показал противоречивые результаты. Возможно, стоит задаться вопросом: может быть, санкции против России в целом эффективнее, чем санкции против отдельных ее граждан и компаний, причастных к различным нарушениям? Маловероятно. Подпись к изображению: Самолет с высланными из США российскими дипломатами и их семьями после посадки в аэропорту Внуково, 1 апреля 2018 В 1980-е годы политика США по отношению к вторжению СССР в Афганистан показала, что симметричные, целенаправленные мероприятия могут обладать большей эффективностью. Первой реакцией администрации президента Картера был инициированный США бойкот летней Олимпиады-1980, проходившей в Москве, и запрета на экспорт американской пшеницы и информационных технологий в СССР. Эффект от этих мер оказался эфемерным. Невзирая на бойкот, к которому присоединились многие страны, Олимпиада состоялась, а президент Рейган впоследствии снял ограничения на экспорт пшеницы. Симметричные и целенаправленные мероприятия оказались более эффективными — в частности, военная помощь афганским вооруженным формированиям, включавшая поставку зенитных ракетных комплексов Stringer. Эта помощь, а также приход к власти в СССР Михаила Горбачева, занимавшегося сокращением военного потенциала СССР и стремившегося улучшить отношения с Западом, в итоге способствовали выводу советских войск из Афганистана в 1989 году. Точно таким же симметричным образом НАТО реагирует и на действия России против Украины. В Польше и странах Балтики попеременно базируются военные контингенты США, Великобритании, Канады и Германии. Также альянс наращивает свое военное присутствие в Черном море. Однако, по мнению восточноевропейских стран — членов НАТО, санкции являются недостаточной мерой, не гарантирующей эффективного воздействия. США, в свою очередь, по отношению к российской интервенции сочетают санкции с военными мероприятиями. Америка направляет военных инструкторов для подготовки украинской армии и поставляет Украине противотанковые комплексы «Javelin». Благодаря американской военной помощи теперь попытки расширить агрессию действительно могут обойтись дороже российским военным и спецслужбам. Секторальные санкции США рассчитаны на более долгосрочный эффект, но имеют более широкое воздействие. Они отрезают России доступ к западному финансированию и не позволяют американским компаниям оказывать России помощь в освоении арктических энергоресурсов. Симметричные санкции также являются вполне адекватным противодействием вмешательству России в ход выборов, поскольку они направлены против российских спецслужб. Вскоре после президентских выборов 2016 года США запретили российским дипломатам пользоваться двумя загородными резиденциями в Мериленде и Нью-Йорке, поскольку в них осуществлялась разведывательная деятельность. Недавно Кибернетическое командование США начало рассылку уведомлений российским кибершпионам, предостерегая их от попыток вмешательства. Реагируя на произошедшее этой весной отравление Скрипаля, а также связанную с ним гибель британского гражданина, США снова опирались на принцип симметричности. Вашингтон выслал 60 сотрудников российской разведки, работавших под дипломатическим прикрытием, и закрыл российское консульство в Сиэттле. Это был жесткий, но адекватный ответ на подрывную деятельность российской военной разведки. Противодействие России украинскому гражданскому судоходству в Азовском море и Керченском проливе создает новые риски для российско-американских отношений. Здесь также могут потребоваться целенаправленные, симметричные меры — такие, как более активное присутствие в Черном море военных кораблей США и других стран НАТО в целях защиты свободы судоходства. Данная мера может послужить серьезным сигналом для России. В ответ на возможное применение Россией химического средства «новичок» в Великобритании президент США в соответствии с законом «О контроле над химическим и биологическим оружием и запрещении его применения в боевых действиях» от 1991 года должен в ближайшем будущем ввести в действие три из шести пунктов санкций, предусмотренных этим законом. Воздержаться от санкций он может только по причинам, касающимся национальной безопасности. Некоторые меры, такие, как приостановка дипломатических отношений с Россией и запрет на импорт из нее, скорее всего, будут сочтены чрезмерными и наносящими ущерб единству США и их союзников в вопросе санкций. С тех самых пор, как президент Франклин Рузвельт установил дипломатические отношения с СССР в 1933 году, Вашингтон ни разу не разрывал связи с Москвой и не налагал запрет на импорт из России. Скорее всего, американская администрация ограничится более умеренными шагами. Санкции против России могут быть мощным и эффективным орудием, но в некоторых случаях они могут быть чреваты побочными эффектами, наносящими ущерб прочим интересам США. Санкции, ухудшающие экономическую ситуацию в России, скорее приведут к тому, что негодование российского населения будет направлено в адрес США, а не самих виновников санкций — россиян, причастных к подрывной деятельности. Частный бизнес — активная часть российского гражданского общества — также может пострадать от санкций, в то время как менее эффективные госкомпании получат поддержку от Кремля. Соседние с Россией государства, особенно среднеазиатские, зависящие от транспортных коммуникаций, проходящих по территории России, также окажутся невинными жертвами экономических санкций. Говоря о санкциях, стоит серьезно задуматься, какие шаги в решении этого вопроса действительно служат интересам Америки, и предварительно убедиться, что санкции не ударят бумерангом по тем, кто их вводит.