Надым — Оказавшись в условиях западных санкций, президент России Владимир Путин уходит в глухую оборону — переключается на внутреннюю экономику, привлекая местных магнатов для участия в крупнейшей с советских времен программе инфраструктурных инвестиций. В течение следующих пяти лет правительство планирует потратить сумму, эквивалентную 100 миллиардам долларов, на строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая трансполярную магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через замерзшую арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий назад рабочими ГУЛАГа.
Этот проект является самой амбициозной попыткой России компенсировать потерю западного капитала и технологий вследствие аннексии Москвой украинского Крыма в 2014 году. Правительство рассчитывает, что благодаря этим мегапроектам российские промышленные предприятия получат многочисленные заказы на все виды продукции — от цемента до вагонов, увеличатся объемы экспорта, и будет созданы десятки тысяч новых квалифицированных рабочих мест, что позволит удвоить к 2021 году нынешние темпы роста ВВП до 3,1%. «Мы должны полагаться на собственные ресурсы, — заявил министр финансов России Антон Силуанов на инвестиционном форуме в среду. — Для достижения более высоких темпов роста мы должны увеличить объемы инвестиций». Перед Россией стоит целый ряд экономических проблем — от нехватки рабочей силы до санкций, она и раньше ставила перед собой амбициозные инвестиционные цели, но не достигла их. Аналитики также предупреждают, что если правительство не улучшит прозрачность и конкуренцию, коррупция может свести на нет экономические выгоды, полученные благодаря налогово-бюджетному стимулированию.
Тщательно подбирая тех, кто будет финансировать и реализовать новые проекты, Владимир Путин компенсирует убытки лояльным олигархам, которые попали в черный список министерства финансов США или могут пострадать от нового раунда западных санкций, введение которых ожидается до конца этого года. Холдинговой компанией, выбранной для строительства «Северного широтного хода» и взимания платы, управляют бывшие и нынешние руководители структуры, принадлежащей миллиардеру Геннадию Тимченко, чья газовая компания «Новатэк» станет одним из крупнейших бенефициаров новой железнодорожной магистрали.
«Для Кремля это способ поддержать своих фаворитов, привить лояльность», — говорит Александра Суслина, эксперт московской Экономической экспертной группы по фискальной политике.На просьбы о комментариях представители Тимченко и «Новатэка» не ответили. В обмен на поддержку правительство хочет, чтобы олигархи разделили с ним расходы на реализацию проектов. Высокие цены на сырьевые товары и падение рубля позволили энергетическим, горнодобывающим и зерновым компаниям страны накопить в прошлом году рекордные денежные запасы. Кремль хочет, чтобы отраслевые магнаты вместо присваивания этих доходов в виде дивидендов восполнили дефицит финансирования, вызванный жесткими бюджетными правилами и потерей западных инвестиций.
Согласно плану правительства, утвержденному в конце сентября, половина программы инфраструктурных инвестиций будет финансироваться из внебюджетных источников. По словам Силуанова, представители властей и крупного бизнеса России из тысячи предложений составили предварительный список приоритетных совместных инвестиционных проектов. Западные санкции были направлены на раскол российской элиты. Вместо этого менталитет осадного положения сблизил олигархов с Кремлем, повысив их взаимозависимость, считает аналитик московского «Центра политических технологий» Алексей Макаркин.Американские политики «попытались использовать классическую тактику, чтобы посеять раздор, но в России она не сработала, — сказал он. — Российская элита по-прежнему едина». Чтобы получить для инвестиционной программы средства частного бизнеса, Владимир Путин вместо экспроприации начала 2000-х теперь привлекает бизнесменов «пряниками» в виде налоговых льгот, льготных кредитов и послаблений. Олигархи, в свою очередь, воздерживаются от открытого протеста, предпочитая работать за закрытыми дверями, чтобы получить более выгодное предложение, сказал Макаркин. Некоторые миллиардеры, владеющие металлургическими компаниями, такие как владелец «Норникеля» Владимир Потанин и владелец «Новолипецкого металлургического комбината» Владимир Лисин, воспользовались призывом правительства к участию в инвестициях, чтобы попытаться получить налоговые льготы для модернизации существующих активов.
«Пытается ли правительство «привлечь инвесторов коврижками и морально-психологическим давлением? Это да», — сказал Потанин в прошлом месяце в интервью газете «Коммерсантъ». — Но вот чтобы через колено — нет». Другие бизнесмены, такие как Дмитрий Босов и Руслан Байсаров, инвестирующие в угольную промышленность, работают с правительством над скорейшей реализацией новых инфраструктурных проектов, необходимых для увеличения объемов экспорта. Компания Босова «Сибирский антрацит» рассматривает возможность оказания помощи государственной компании «РЖД» в строительстве самого длинного в стране железнодорожного тоннеля. А Руслан Байсаров инвестирует около 500 миллионов долларов в новую железную дорогу, соединяющую принадлежащие ему угольные месторождения в Южной Сибири с магистральной железнодорожной сетью. «Учитывая отсутствие средств в федеральном бюджете на реализацию транспортно-инфраструктурного плана, государственное финансирование в значительной степени замещается за счет [частных] компаний», — отметил Вадим Михайлов, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по вопроса стратегического развития, корпоративного управления, экономики и финансов.
Эта государственная железнодорожная компания-монополист хочет, чтобы до 2025 года частные инвесторы внесли в ее инвестиционный план 2,8 триллиона рублей (около 43 миллиардов долларов), что позволит осуществить крупнейшую за последние десятилетия модернизацию железнодорожных мощностей страны.Некоторые из мегапроектов, такие как строительство 500-километровой железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» на Ямале и моста к тихоокеанскому острову Сахалин, были начаты еще при диктаторе Иосифе Сталине в рамках политики форсированной индустриализации, и унесли в те годы жизни тысяч рабочих из числа заключенных лагерей. Секретная железная дорога через Ямал, первоначально предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина в 1953 году. Сегодня дорогу возрождают для обслуживания огромных газовых месторождений, открытых в этих местах с тех пор. Расположенный на центральном отрезке железной дороги Надым, где когда-то находился лагерь ГУЛАГ, сегодня является процветающим городом газовиков. Представители нескольких российских металлургических и горнодобывающих компаний, к которым обращались авторы этой статьи, отказались комментировать возможные совместные проекты с правительством. В частном порядке некоторые из них сказали, что их руководство не хочет привлекать к себе внимания перед возможным введением Соединенными Штатами новых санкций. Для большинства, однако, выгоды от сотрудничества с государством преобладают над рисками, считает Максим Худалов, аналитик российской кредитно-рейтингового агентства АКРА в металлургической и финансовой сфере. «В эпоху санкций успех крупного российского бизнеса зависит от крупных государственных контрактов, — говорит Максим Худалов. — Сотрудничество с российским правительством чревато санкциями. Если же не сотрудничать с российским правительством, существует риск банкротства».