Guardian: «Хрусталев, машину!» — бредовая и визуально прекрасная жемчужина российского кино

15.12.2018 4:39 0

Guardian: «Хрусталев, машину!» — бредовая и визуально прекрасная жемчужина российского кино

Каждому, кто посмотрит этот уже не новый и совершенно неординарный фильм российского режиссера Алексея Германа, уготовано визуальное изумление — а также растерянность, недоумение, ужас и отвращение. Последний фильм Германа «Трудно быть Богом» вышел в 2015 году, через два года после его смерти. Перед нами — фильм, который вышел раньше, в 1998 году. Его сюжет весьма условно навеян эссе-мемуарами Иосифа Бродского «Полторы комнаты» (In A Room and a Half), которое, кстати, было гораздо точнее экранизировано в фильме Андрея Хржановского, снятом в 2009 году. Фильм Германа совсем другой. Воспоминания Бродского о жизни с родителями в крохотной петербургской квартирке в послевоенные годы, о том, как у них с десятками других жильцов был общий туалет и ванная — это всего лишь отправная точка для невероятной сюрреалистической фантазии и нигилистической политической сатиры, обнажающей цинизм и насилие, демонстрирующей зверства и жестокость, которые вызывают не столько насмешку, сколько сильный протест и неприятие. Разворачиваются похожие на сон сценарии, беспорядочно звучат обрывки афористического диалога, все изображено документально ярко, и реалистично. Фильм снят в высококонтрастном черно-белом цвете, состоит из серии длинных, непрерывных кадров и насыщен собственной галлюцинаторной энергией. Камера Германа плывет сквозь хаотичное скопище людей — ругающихся, дерущихся, шепчущихся, плетущих интриги, ноющих (от страха) и смеющихся (в пьяной радости). Названием фильма послужили последние слова, произнесенные в фильме министром внутренних дел Берией после смерти Сталина. Этот момент Герман запечатлевает бесконечно долгим стоп-кадром, и «свидетелями» происходящего были только он и генерал медицинской службы Кленский (Юрий Цурило). Спросив Кленского о последних словах, которые прошептал ему Сталин (что-то вроде совсем не героической фразы «Спаси меня!»), Берия нахмурился, а затем умчался в своей служебной машине управлять новым режимом — любым, какой можно было бы создать. Его властное распоряжение («Хрусталев, машину!») является типичным примером сочетания свойственной аппаратчикам напыщенности и лишенного какой-либо сентиментальности казенного приказного тона. Король мертв, да здравствует новый король — любой, которого мы сможем возвести на престол таким образом, чтобы нас не обвиняли в смерти старого. В центре этого гротескного, эксцентричного, калейдоскопического фильма — генерал Кленский. Это история (хотя это слово вводит в заблуждение, поскольку предполагает нечто убедительное) о том, как его сначала арестовали по «делу врачей», отправили в лагерь, зверски изнасиловали в специально присланном фургоне со странной надписью «Советское шампанское», а потом отпустили и под конвоем отправили оказывать помощь некоему высокопоставленному чиновнику, бывшему на грани жизни и смерти. Это, конечно же, Сталин, находящийся в почти коматозном состоянии и настолько изможденный, что Кленский его фактически не узнает и спрашивает пораженного партийного чиновника: «Это ваш отец?». «Какой отец?», — удивленно бормочет тот в ответ. Совершенно ясно, что Кленского туда доставили, чтобы он оказался «крайним». Если он сможет вылечить славного вождя — хорошо, а если нет, то им понадобится кто-то, кого можно будет обвинить в его смерти. До этого Кленский выглядел как этакий великан — большой, лысый, усатый человек-медведь, похожий на циркового силача. Благодаря своему воинскому званию и положению в партии он был самым важным человеком в их переполненной квартире, похожей на кроличью нору. Рассказчиком в фильме периодически является его охваченный благоговением, но одинокий сын-мальчишка. Кленский самоуверенно и важно расхаживает по своей квартире, забитой многочисленными жильцами, иногда тренируется на гимнастических кольцах, а затем стремительно проносится по госпиталю в сопровождении подчиненных, ухаживающих за пациентами, перенесших операцию на головном мозге. Но кольцо вокруг него сужается, к нему уже подбираются — как раз тогда, когда загадочным образом и практически без причины был избит и арестован некий истопник — очевидно, за то, что случайно наткнулся трех человек, по виду напоминавших оперативных работников, которые собирались проводить операцию. Авторитет Кленского не спасет его от паранойи и страха, которыми Герман наполняет сам сюжет фильма. В стране свирепствует антисемитизм. Как цинично выразилась партийная газета: «Мы не против евреев, мы против сионистов! Путать эти понятия было бы преступлением!» Вообще-то, не совсем ясно, является ли Кленский евреем. Но однажды в больнице Кленскому попадается человек (явно «чужак») — его абсолютный двойник. Неужели партия собирается убить его, посадить в тюрьму или как-то по-другому сделать так, чтобы он «исчез», задействовав кого-то, кто на некоторое время займет его место? Тайна с двойником так и не разгадана — обычно карательный эффект арестов заключается в очевидности исчезновения. Но это неприятно напоминает «двойников» Сталина, о которых ходили слухи, и о различных «наборах близнецов», которые появляются в поле зрения. «Стихи всплывают в моей памяти, как парусники в тумане», — говорит кто-то. Именно так и из экрана выплывает практически каждый персонаж, каждая сцена, каждая строка. Очень часто камера Германа уплывает назад или уходит в сторону, и мы видим какое-нибудь новое гримасничающее лицо. Что здесь происходит? Практически каждый кадр эффектен и кажется последним — удачным обескураживающим и вызывающим ужас ходом, композицией, которая была бы стать венцом менее значимого фильма. Но через мгновение появляются пронзительные и похожие на сон кадры. При каждом движении камеры возникает другая жуткая ситуация, другая шокирующая сцена. Бредовый кинофантазм.

Источник

Предыдущая новость

Аспирантка ИТХТ приняла участие во встрече пользователей самого мощного рентгеновского лазера Страны G7 — за Украину и дружбу с Россией CNN: США ввели новые санкции против «Северного потока — 2» TV5 Monde: африканские студенты РУДН довольны всем, кроме погоды и расизма National Interest рассказал о «высокомерной и катастрофической» внешней политике США

Последние новости