В этом году Владимир Путин вряд ли найдет много подарков под новогодней елкой. Лидеры православного христианства по всему миру ослабляют тот важный институт, который помог ему обрести огромную власть и легитимность. Русская православная церковь слабеет, и уже очень скоро появится независимая Украинская православная церковь. Во главе украинской паствы скоро будет не московский патриархат, а ее собственная церковь с молодыми лидерами. Украина и ее политический класс внезапно обрели свободу от влиятельного российского института, который хранит верность Путину. Этого не было в списке предрождественских желаний Путина. В действительности, для него это скорее как кость в горле. Более масштабные планы России на Украину включали в себя гибридную войну в Донбассе и недавно начавшуюся морскую блокаду в Черном море. Москва причастна к крушению пассажирского самолета Малазийских авиалиний, который был сбит над территорией Украины, и она силой аннексировала Крым. На каждом из этапов Путин обеспечивал легитимность своим действиям и военной деятельности России благодаря разжиганию националистических настроений и молчаливому согласию духовных лидеров и церкви. Религия не всегда играла центральную роль в России. Не так давно, когда народом и территориями Советского Союза управлял коммунизм, навязываемый властями атеизм привел к секуляризации церквей и иконоборчеству. Марксистская идеология не поддерживала ни коммунистическую систему, ни религиозные верования. Но люди продолжали верить, зачастую скрывая это от окружающих. Сам Путин признался, что в те темные времена он был тайным христианином. К концу советской эпохи Михаил Горбачев уже пытался наладить отношения с Западом и встретился с папой Иоанном Павлом II в Риме во время государственного визита. Горбачев рассматривал религию как средство, которое позволит навести мосты между безбожным Советским Союзом и секуляризованным Западом, который, тем не менее, уважал религию и религиозную свободу. Будучи репортером Newsweek, я ездил на Сицилию с Раисой Горбачевой и патриархом Алексеем II — в символическом смысле это была очень важная поездка, которая должна была подчеркнуть взаимовыгодные отношения между русской церковью и государством. После распада Советского Союза эти отношения росли и крепли, и я наблюдал за этими отношениями, когда я был московским корреспондентом и жил рядом с резиденцией Алексея II на Арбате. Сегодня Путин открыто принимает церковь, ее власть и, по всей видимости, ее веру. Некоторое время казалось, что влияние московской церкви неуклонно растет. Не облагаемые налогами доходы, влиятельные покровители и выделяемые Путиным субсидии превратили ее в очень богатый институт. В постсоветской России разбогатевший Московский патриархат решил взять на себя новую, уникальную роль и уже предвкушал славу и возможность забрать духовную корону у Восточной православной церкви, чей Вселенский патриарх живет и работает во все более негостеприимной Турции. Московские религиозные иерархи и политические лидеры считали, что пришло время России выполнить ее историческую миссию — сделать Москву «третьим Римом». Согласно доктрине «третьего Рима», Москва должна была взять на себя роль лидера православного мира после падения Рима и после того, как Константинополь (известный как «новый Рим») оказался в руках исламской Османской империи. Усовершенствованная версия этой доктрины продолжает подпитывать убежденность Москвы в том, что сейчас самый подходящий момент для того, чтобы наращивать ее влияние. Но на самом деле это не так. Константинополь все еще остается главным. Вселенский Константинопольский патриарх твердо решил, что в духовном смысле Украина должна быть свободной и независимой. В политическом смысле этот шаг ослабляет позиции Москвы, одновременно укрепляя позиции украинского лидера. Во время своей ежегодной пресс-конференции, которая прошла на этой неделе, Путин сказал, что он считает решение расколоть восточное православие грубым политическим вмешательством, за которым стоит Вашингтон и Вселенский патриархат в Стамбуле. Путин также предупредил, что раскол может привести к «тяжелому, даже кровавому» конфликту, к примеру, из-за собственности церквей. Президент Украины Петр Порошенко, чья популярность недавно в значительной мере снизилась, пристегнул свой вагончик к стремительно мчащемуся вперед паровозу новой украинской церкви. Если Путин, Россия и Русская православная церковь сегодня считают себя едиными и неразделимыми, Порошенко тоже захотел прочно привязать себя к набирающей популярность Украинской православной церкви, верной Киеву, а не Москве, способной самостоятельно назначать своего лидера и не подчиняющейся власти иностранного патриарха. Россия празднует главный зимний религиозный праздник не 25 декабря, а спустя 12 дней, то есть 6 января. Этот стремительно приближающийся день ознаменует собой конец монополии Русской православной церкви в славяноязычном христианском мире и положит конец господству России над украинскими верующими. Этот раскол внутри православной церкви является крупнейшим расколом в христианстве за последнее тысячелетие. Теперь восточное православие оказалось в беде. Путин видит в этих событиях, совпавших с сезоном праздников, одновременно стратегическую угрозу и политический удар. Несмотря на эти дурные новости, возможно, Путин только что получил небольшой рождественский подарок от президента Трампа, который внезапно принял решение вывести американские войска из Сирии, где в настоящее время находятся российские военные и военно-морская база. Возможно, этот неожиданный подарок немного увеличит влияние Путина и расширит доступ России к теплым водам и богатым нефтью месторождениям библейского Ближнего Востока. Что ж, веселого Рождества, Влад! Маркос Куналакис — доктор философии и приглашенный научный сотрудник Института Гувера. Он является автором книги «Информационные войны и шпионские игры: глобальные СМИ и сбор разведданных» (Spin Wars & Spy Games: Global Media and Intelligence Gathering).