Возрождение российской киноиндустрии

21.01.2019 21:24 0

Возрождение российской киноиндустрии

Российский кинобизнес растет в три раза быстрее реального сектора экономики, но это непростой процесс – отрасль до сих пор переживает стадию юности.

Революционное кино

Расположенный в центре Москвы кинотеатр «Октябрь» представляет собой визитную карточку киноиндустрии. «Октябрь» был основан ещё в советское время, и в 2018 году ему исполнилось 50 лет. На сегодняшний день это крупнейший кинотеатр в стране и флагманский – в «Каро фильм», третьей по величине сети в России, которая, в основном, ориентирована на крупные районы Москвы и Санкт-Петербурга. Как отметила руководитель «Каро» Ольга Зинякова, одной из изюминок «Октября» являются авторские фильмы, которые больше нигде нельзя увидеть. Кроме того, кинотеатр показывает советскую классику, которая хорошо воспринимается аудиторией. Ещё одним важным направлением, на которое приходится 50 процентов кассовых сборов, выступают фестивали. Проводятся фестивали британского, японского, ирландского кино и многие другие – зрители готовы отдать немалые деньги за просмотр этих картин. В России снято немало грандиозных фильмов – их создателями были такие мэтры, как Сергей Бондарчук и Сергей Эйзенштейн. Однако, как полагает Зинякова, во вкусах россиян и остальной Европы нет особой разницы. Отрасль развивается по тем же канонам, что и на Западе. «Взять хотя бы артхаус, – привела пример Зинякова. – Это направление набирает популярность в Западной Европе, и составляет 5-7 процентов от общих сборов. Два года назад его доля составляла у нас всего 1 процент, а сейчас 3 процента, то есть рост значительный».

Средний класс как движущая сила

Развитие российского кинобизнеса тесно связано с появлением среднего класса в России в годы бума, пришедшегося на первое десятилетие нового века. Кроме того, немаловажную роль сыграло появление крупной организованной розничной торговли в регионах, когда торговые центры и гипермаркеты росли как грибы после дождя. «Средний класс – это как раз та аудитория, с которой мы работаем, – пояснила Зинякова. – Наша сеть, в основном, московская: 17 из 28 кинотеатров находятся в столице, и ещё восемь – в Санкт-Петербурге. Тем не менее, большая проблема заключается в том, как охватить семьи и студентов, которым приходится следить за своими расходами. Кроме того, молодых людей становится все меньше из-за демографических проблем, средний возраст аудитории увеличивается. Ещё десять лет назад мы раздумывали о том, как заинтересовать пожилых людей походами в кино? Как привлечь тех, кому 30 с лишним? Теперь, когда у нас готовится какая-либо презентация, все говорят о том, как обратить внимание молодых людей». В подготавливаемом графике показов «Каро» на 2019 год присутствует полный список блокбастеров иностранного производства – «Король лев», «Холодное сердце-2», «Как приручить дракона-2». Все эти фильмы предназначены для семейного просмотра, поскольку люди часто предпочитают ходить в кино в компании своих близких. Как отметила Зинякова, сегодня кинотеатрам приходится всё сильнее конкурировать с такими онлайн-сервисами, как Netflix. Чтобы преуспеть в этом, необходимо обеспечить все условия для полноценного отдыха.

Проблема пиратства

Кинопиратство процветает в России и, как отметила Зинякова, по-прежнему представляет серьёзнейшую проблему для крупного бизнеса. По её оценке, пиратство обходится кинотеатрам примерно в четверть их доходов. Однако и на этом направлении есть несколько хороших новостей. Так, в конце 2018 года крупнейшая поисковая платформа «Яндекс» первой в России подписала меморандум о блокировании ссылок на сайты, транслирующие пиратский контент, что стало действительно важной мерой, отметила Зинякова. Кроме того, по её словам, существует весьма полезный закон о «зеркалах» – копии пиратских сайтов автоматически блокируются, причём для принятия соответствующего решения не требуется каких-либо специальных запросов или решений суда. В результате незаконный контент больше не может распространяться. Теперь, когда правительство финансирует развитие отечественного кинопроизводства, у него появилось ещё больше оснований для поддержки прав интеллектуальной собственности. Впрочем, по мнению Зиняковой, пиратство – это, конечно, проблема, но создание хороших фильмов гораздо важнее.

Американские горки кассовых сборов

По словам Зиняковой, отрасль возродилась в 1997 году, когда на Пушкинской площади открылся легендарный «Кодак-Киномир». Это был первый в России кинотеатр в западном стиле, где демонстрировались международные блокбастеры и подавались большие порции попкорна и кока-колы. «В те годы киноиндустрия росла быстрее любого другого сектора российской экономики, увеличиваясь на 300 процентов каждый год», – рассказала Зинякова. В последние годы кассовые сборы также росли. В целом дела шли достаточно неплохо, хотя перипетии отечественной экономики отразились на прибыли компаний. Отрасль пострадала в результате падения цен на нефть и резкой девальвации рубля. По словам Зиняковой, в 2015-2016 годах расценки были снижены, в результате чего в 2017 году Россия вышла на первое место в Европе по проданным билетам: «Я считаю, что если бы не падение курса рубля, мы были бы в тройке европейских лидеров и по кассовым сборам. В настоящее время мы на седьмом месте, но рынок всё же огромен». Прошедший год также оказался непростым: «2018 год оказался из ряда вон выходящим. Это был первый год, когда в отрасли наблюдалось снижение кассовых сборов примерно на 15-20 процентов. Правда, «Каро» удалось удержаться на уровне прошлого года». Как пояснила Зинякова, сложившаяся ситуация объясняется несколькими факторами, которые оказали на отрасль огромное влияние. Во-первых, российская аудитория не особенно заинтересовалась предложенным контентом – особенно зарубежными блокбастерами. Этим частично можно объяснить столь стремительный рост удельного веса российских фильмов в общих кассовых сборах. Вторым фактором оказался пожар в торгово-развлекательном центре «Зимняя вишня» с большим количеством жертв, что оттолкнуло население от походов в кино. Месяц-другой люди попросту боялись. Кроме того, по всей России было проведено множество инспекций пожарного надзора, проверяли, в том числе, работу сигнализации. В этом году каждый из кинотеатров «Каро» прошел более десяти проверок со стороны различных структур. Многие кинотеатры были закрыты, поскольку не сумели выдержать проверки. Наконец, в России прошел Чемпионат мира по футболу, и вся страна больше чем на месяц превратилась в гигантскую вечеринку, эпицентром которой была Москва. Матчи с участием российской сборной, показавшей довольно неплохую командную игру, всегда проходили в субботу, которая традиционно является самым доходным днём для кинотеатров. Таким образом, падение продаж во втором и третьем кварталах свело на нет все доходы, полученные в первом и четвертом кварталах. Но если исключить разовые факторы, отрасль развивается довольно стабильно.

Рост производства отечественных картин

Российский контент стремительно растёт, причём многочисленное население России обеспечивает достойную аудиторию для русскоязычных фильмов. Например, компания Netflix недавно объявила, что заплатит рекордную сумму размером в миллион долларов за право показа научно-фантастического сериала «Лучше, чем люди», который повествует о ближайшем будущем, где андроиды станут частью общества. Как отметила Зинякова, в настоящее время примерно 20 процентов российского проката представляют отечественные фильмы, причём их качество улучшается: «Могу с уверенностью сказать, что россиянам нравятся местные фильмы. Вопросы качества всегда актуальны». По мнению Зиняковой, проблема в том, что количество выпускаемых картин всё еще недостаточно: «Мы производим около 110 фильмов в год, в то время как, скажем, Франция производит в четыре-пять раз больше».

Раздробленность отрасли

Несмотря на достигнутые успехи, отрасль пребывает в состоянии серьёзной раздробленности. Пять ведущих сетей контролируют всего 30 процентов рынка, поэтому на 70 процентов рынок состоит из отдельных кинотеатров или небольших сетей с несколькими кинотеатрами, разбросанными по регионам. Розничная торговля развивалась таким же образом, но как только появлялись несколько лидеров, они начинали консолидировать отрасль до обозначения нескольких доминирующих групп. Этот процесс уже завершился в сетях супермаркетов, но применительно к кинотеатрам он только сейчас начинает развиваться. «Консолидация уже идёт, – отметила Зинякова. – В 2017 году две крупнейшие сети, «Синема Парк» и «Формула Кино», были объединены в одну. Эта сеть стала крупнейшей по количеству экранов и кинотеатров. На втором месте находится «Киномакс», а за ним следует «Каро». Как рассказала Зинякова, акционеры «Каро», в том числе крупнейший в России инвестиционный фонд UFG Private Equity, рассматривают возможность расширения за счет приобретения других компаний. Но если кинотеатры пойдут по тому же пути, что и супермаркеты, для завершения процесса потребуется много лет. «Консолидация нужна рынку. Это произойдёт, но не скоро, – подытожила Зинякова. – Есть сети, которые планируют расширяться, но есть и те, что обанкротились. Мелкие сети сегодня переживают очень трудные времена. Речь идет не только об арендной плате, но и об обслуживании оборудования, расходы на которое исчисляются в долларах».
Загрузка...
Загрузка...

Источник

Предыдущая новость

Минский формат — это виниловая пластинка Die Welt: нет, у Владимира Путина есть душа В МГУ прошла зарядка с олимпийскими чемпионами МГИМО и Роспотребнадзор расширяют сотрудничество 112: украинский ЗАЗ займётся сборкой автомобилей из российских комплектующих

Последние новости