Италия стала первой из стран Большой семерки (G7), присоединившейся к амбициозному китайскому проекту «Один пояс, один путь» («Новый шелковый путь»). Соответствующий меморандум о намерениях был подписан в ходе государственного визита в Рим председателя КНР Си Цзиньпина. Всего было заключено 10 соглашений на сумму около 20 миллиардов евро, но особый резонанс вызвало участие Италии в «Новом шелковом пути». В рамках этого проекта Пекин намерен создать глобальную инфраструктуру, связывающую Поднебесную с основными партнерами в Евразии и вложить в реализацию проекта 1,2 триллиона долларов. Это вызывает глубокие опасения в Евросоюзе и особенно в США, которые считают, что Китай использует проект для навязывания своей геополитической гегемонии. Однако, согласно австрийской «Штандарт» (Der Standard), правые и левые популисты, находящиеся у власти в Риме, намерены получить громадные экономические выгоды от этого проекта и готовы закрыть глаза на европейскую и трансатлантическую солидарность. Итальянский премьер-министр Джузеппе Конте заверил западных партнеров, что его страна не станет «колонией Китая» и не будет служить инструментом китайских торговых интересов в Европе. Однако в Вашингтоне официально предупредили, что участие Италии в китайском проекте подорвет международную репутацию страны и подвергнет серьезному испытанию американо-итальянские отношения. Аналогичные сомнения высказывает и Еврокомиссия, которая намерена «скорректировать» характер торгово-экономических отношений с Пекином, в том числе исправить дефицит в торговле и преодолеть барьеры, которые Китай выстраивает перед европейскими компаниями на своем внутреннем рынке. В этой связи Еврокомиссия разработала в отношении Китая программу из 10 пунктов, которая будет обсуждаться на саммите ЕС в апреле. Но участие Италии в проекте «Нового шелкового пути» никак не вписывается в консолидированную позицию Евросоюза. Со своей стороны, заключая двусторонние соглашения с Китаем, правительство в Риме надеется обеспечить итальянским компаниям более широкий доступ на внутренний рынок этой страны, а также вновь сделать итальянские порты, такие как Триест и Генуя, важнейшими хабами в торговле с Востоком. «Эгоистическая» политика итальянского правительства вызвана и тем, что казна пуста, а в стране началась экономическая рецессия. Кроме того, двустороннее итало-китайское соглашение предусматривает по умолчанию дальнейшую работу концерна «Хуавэй» (Huawei) в Италии по развитию сетей связи 5G, несмотря на ведущуюся на Западе компанию против китайского технологического гиганта. По мнению британской «Файненшл таймс» (Financial Times), самым неприятным для ЕС и США моментом является тот факт, что финансирование «Нового шелкового пути» в Италии будет осуществлять «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций», который рассматривается как китайская альтернатива «Всемирному банку» и другим западным кредитным институтам. В ответ на критику Конте упрекнул западных партнеров в лицемерии: они игнорируют тот факт, что 13 других, более мелких стран ЕС уже заключили аналогичные соглашения с Китаем. Кроме того, проект «Нового шелкового пути» не ограничивается в Европе портовыми терминалами в Триесте и Генуе. Железная дорога соединит эти порты с немецким Дуйсбургом, который и станет конечной точкой маршрута. По мнению итальянского руководства, сотрудничество между Германией и КНР уже находится на более высоком уровне, в то время как Италия является лишь четвертым по значению партнером Китая в Европе. Другими словами, резюмирует австрийская «Штандарт» (Der Standard) Италия намерена «взять свое» и отрезать более крупный кусок «китайского пирога». Китай обещает миллиардные инвестиции в модернизацию итальянских портов. Согласно гонконгской South China Morning Post, в первую очередь речь идет о Триесте, Генуе, Равенне и Палермо. Это позволит Китаю контролировать морские ворота как севера, так и юга Италии. Китайский эксперт Ван Ивэй (Wang Yiwei) заявил, что благодаря своему стратегическому положению итальянские порты чрезвычайно важны для доставки китайских товаров в Европу через Индийский океан и Суэцкий канал. Всего проект «Нового шелкового пути» соединит Китай с более чем 80 странами Азии, Африки и Европы. В Европе Китай не намерен ограничиться Италией, Пекин намерен вложить большие средства в портовые терминалы Роттердама, Гамбурга и Пирея. Китайская государственная компания «КОСКО» (COSCO) уже взяла контейнерные терминалы Пирея в аренду на 35 лет. Кроме Пирея под контролем Китая находятся крупнейшие порты в Пакистане (Гвадар), Сомали (Джибути), а также на Шри-Ланке (Хамбантота), который взят в аренду на 99 лет. Таким образом, Китай предоставляет кредиты и загоняет соответствующие страны в долговую яму, практически получая стратегические порты в свое полное распоряжение. Политики в США и ЕС предупреждают Италию, что в результате подобных торговых соглашений с Китаем страна может стать «троянским конем» Пекина в Европе. Берлинский центр по изучению Китая MERICS напоминает в этой связи, что еще в феврале 2018 года 27 европейских послов, аккредитованных в Пекине, подвергли резкой критике проект «Нового шелкового пути», так как он служит исключительно китайским интересам. Послы предостерегли страны ЕС от подписания двусторонних соглашений с Пекином, поскольку только Евросоюз в состоянии говорить с Китаем на равных. С более слабыми партнерами Китай договаривается с позиции экономического превосходства. Так, прошлой осенью на саммите Китай-Африка в Пекине к проекту «Нового шелкового пути» присоединились 28 африканских стран. Что касается Европы, то после Италии заключить соответствующий договор с Китаем намерена Греция. Евросоюз находится в сложном положении: зависимость от Китая постоянно растет, и ничего поделать с этим нельзя. Европейцы ставят в вину Китаю нечестную торговую конкуренцию, недостаточную защиту европейских инвестиций, кибершпионаж и навязывание своих технологий для новой мобильной связи 5G. Евросоюз уже опубликовал документ, в котором Китай квалифицируется как «стратегический соперник» и экономический конкурент. В этой связи Брюссель хочет лишить Китай статуса «развивающейся страны» и льгот в торговле, а также поставить вопрос о недопустимости заключения двусторонних соглашений в обход Еврокомиссии. Эти планы Евросоюза уже подверг критике министр иностранных дел Китая Ван И. Со своей стороны, канцлер Австрии Себастьян Курц отметил, что европейцам трудно достичь равноправного партнерства с Китаем, поскольку в области цифровых технологий Поднебесная ушла далеко вперед. Технологию китайского концерна «Хуавэй», на которой базируется создание сетей 5G, заменить нечем, несмотря на все призывы США отказаться от нее. Загрузка...
Загрузка...