Согласно новому ежегодному докладу Пентагона, тревогу вызывают потенциальные трения по поводу транспортного маршрута между Азией и Европой. США внимательно следят за растущим присутствием Китая в Арктике. Поскольку глобальное потепление приводит к таянию морских льдов в Арктике, там наблюдается все больше и больше коммерческой активности. Прошлым летом «Вашингтон пост» (Washington Post) писала, что морской путь к северу от России экономит грузовым судам, которые идут из Китая в Европу, примерно 8 тысяч километров, или две недели. Вместе с растущими экономическими интересами в этих районах приходит и необходимость контроля. Пентагон упоминает о растущем китайском присутствии в Арктике в своем ежегодном докладе Конгрессу, датированном 2 мая. Он отмечает, что Китай в сентябре спустил на воду свой второй ледокол «Сюэлун» («Снежный дракон»), способный разбивать лед толщиной до полутора метров. Пентагон также пишет, что арктические страны обеспокоены китайской активностью. В докладе говорится, что в дополнение к потенциальным трениям по поводу Северного морского пути Арктика — еще и регион, где развивается российско-китайское коммерческое сотрудничество. Безопасность в Арктике также стала одной из главных тем семинара, который Военно-морской колледж США провел в Военно-морском училище Бергена за неделю до Пасхи. Видел климатические изменения своими глазами «Думаю, они хотят проложить полярный Шелковый путь», — заявил адмирал Джеймс Фогго (James Foggo), командующий силами НАТО в Неаполе, обращаясь к участникам семинара, и добавил, что китайцы имеют на это полное право. «Верденс ганг» (VG) встретилась с ним, когда он гостил в Бергене, и Фогго сказал, что не видит угрозы в том, что россияне и китайцы в последние годы действуют все активнее в этом регионе. «Это регион, в котором, насколько я могу судить как офицер, должно быть разрешено вести свободную навигацию, уважая его как открытое море». «Верденс ганг»: Связано ли это с какими-то угрозами или лишь дает дополнительные возможности? Джеймс Фогго: Определенно. Климатические изменения касаются нас всех. А в Арктике мы видим перемены. Фогго рассказал, что видел эти изменения своими глазами. Впервые он побывал на Северном полюсе в 1985 году. Тогда приходилось прорываться через толстый лед. В 2000 году он вернулся туда на подводной лодке. И ясно увидел, что льды отступают. «Но, думаю, вы имеете в виду то, что некоторые страны претендуют на владение отдельными частями Арктики. Я уже говорил ранее, что Арктика никому не принадлежит. Это международные воды, за исключением прибрежных вод тех приарктических стран». Он ссылается на Конвенцию по морскому праву, которая предусматривает свободный проход через международные воды. «Но если кто-то будет угрожать этому праву, тогда да, меня это встревожит». Российское присутствие растет — Сталкивались ли вы с признаками угрожающего поведения или поведения, которое можно воспринимать как угрожающее? — В последние годы мы видим, что Россия вновь стала интересоваться Арктикой. Воссозданы некоторые базы времен холодной войны, расположенные к северу от полярного круга. Речь идет примерно о семи базах. Он подчеркивает, что русские защищают свои интересы и что до тех пор, пока они не мешают другим в международных водах, это не проблема. — Но мы за этим следим. Отчет о возможностях подводных лодок Капитан третьего ранга и исследователь Норвежской военно-морской академии Тур Ивар Стрёммен (Tor Ivar Strømmen) сказал «Верденс ганг», что в последнее время отмечается все больше признаков растущего присутствия в Арктике Китая. Он приводит три примера. «Научно-исследовательской судно ледового класса „Сюэлун", которое ранее также ходило в районе Шпицбергена и Ян-Майена, в своем неклассифицированном отчете 2018 года сообщало, что одной из основных задач было составление карты вод, пригодных для проведения подводных операций». По его словам, флот подводных лодок, которым сейчас располагают китайцы, маленький, старый и имеет множество недостатков. «Но мы видим, что китайские верфи подводных лодок стремительно расширяются. Поэтому есть основания полагать, что в будущем китайцы будут улучшать свой подводный флот как по количеству, так и по качеству». До сих пор китайские подводные лодки в Арктике не наблюдались, но, по мнению Стрёммена, пройдет, вероятно, не более 10-15 лет, прежде чем китайские стратегические атомные подводные лодки (ПЛАРБ) можно будет увидеть в этом регионе. Китайская взлетно-посадочная полоса в Гренландии Как еще один пример китайского присутствия исследователь упоминает Гренландию. «Около пятой части ее „населения" составляют китайцы. Речь в основном идет о сотрудниках горнодобывающей и другой промышленности. Они находятся под контролем местных властей, поэтому Копенгаген не имеет особого воздействия на деятельность Китая в Гренландии». Кроме того, он рассказал, что китайцы также хотят построить в Гренландии авиационную базу и порт. Оказывается, некоторые районы Гренландии относятся к этой идее весьма положительно, потому что это повысило бы их независимость благодаря росту налоговых поступлений. Третий пример ученого касательно присутствия китайцев в Арктике связан с тем, что они могут сыграть на отношениях с Россией. «Россия знает, что в экономическом и демографическом отношении она для своего большого соседа на юге — младший брат. Поэтому ключевой момент во взаимодействии России с Китаем — это стремление сделать так, чтобы Китай мог извлечь пользу из связей с сильной Россией». Стрёммен объясняет, что это делается в том числе путем предоставления китайцам права использовать инфраструктуру, шахты и нефтедобывающую промышленность в Арктике. «Это дает Китаю источники сырья и каналы снабжения как по суше, так и по морю, которые США не могут заблокировать в случае вооруженного конфликта с Китаем. Как следствие, это увеличивает возможности Китая для маневра в условиях конфликта». Загрузка...
Загрузка...