В прошлом месяце внимание всего мира было приковано к странному и тревожному происшествию в небе над Японским морем. Военные самолеты России и Китая проводили совместное воздушное патрулирование и при этом заходили в зоны опознавания ПВО Японии и Южной Кореи. Это патрулирование, которое стало первой для Москвы и Пекина совместной учебной операцией бомбардировщиков дальнего радиуса действия, способных нести ядерный заряд, не могло не вызвать серьезную озабоченность у Соединенных Штатов и их союзников в регионе. Тревогу по поводу инцидента усиливает тот факт, что российские самолеты дважды нарушали воздушное пространство спорных островов Такэсима- Докдо, которые находятся под контролем Южной Кореи, но на них претендует Япония. В ответ Сеул поднял в небо истребители и сделал, согласно сообщению министерства обороны Кореи, более 300 предупредительных выстрелов. Это вызвало резкое недовольство со стороны Японии, которая также направила свои военно-воздушные силы в район «вторжения». Официальный представитель Японии назвал действия Кореи «абсолютно неприемлемыми и крайне прискорбными», поскольку они происходили над островами, которые Токио считает своей суверенной территорией. Учитывая количество задействованных самолетов и неоднократный характер вторжений в зоны ПВО, этот инцидент, вероятно, был тщательно спланирован Россией и Китаем. Скорее всего, его целью было вызвать сильную реакцию со стороны Токио и Сеула, а также в очередной раз подорвать и без того напряженные двусторонние отношения, которые достигли самой нижней точки за многие годы из-за давних конфликтов и непрекращающегося спора по поводу новых ограничений в области контроля экспорта, наложенных Японией на Южную Корею. Что придает этому инциденту особую важность? Во-первых, патрулирование, хотя оно и само по себе является провокационным, представляет собой не более чем верхушку айсберга. Это свидетельствует о быстро развивающемся стратегическом партнерстве между Китаем и Россией, то есть тенденции, которая представляет угрозу для американо-японского альянса, а также других союзнических и партнерских связей Вашингтона в этом регионе. Действительно, интересы Пекина и Москвы в Восточной Азии все больше совпадают, и это касается, в том числе, сферы безопасности. Отношения России с Соединенными Штатами и их европейскими союзниками продолжают ухудшаться, о чем свидетельствует, в частности, недавнее решение Вашингтона о выходе из договора о ликвидации ракет среднего и меньшего радиуса действия (РСМД) в ответ на нарушения этого договора со стороны Москвы. Министерство обороны США также вызвало серьезную озабоченность в Москве и Пекине, когда сделало заявление о том, что рассчитывает в ближайшее время развернуть эти ранее запрещенные вооружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Существует еще один фактор, способствующий дальнейшему сближению двух сторон. Речь идет о том, что Китай постепенно начинает рассматривать Россию как ключевого партнера, способного компенсировать давление со стороны Соединенных Штатов и их союзников в Азии, особенно Японии, отношения с которой были особенно напряженным и из-за территориального спора вокруг островов Сенкаку/Дяоюйтай в Восточно-Китайском море. Лидеров Китая и России объединяет схожее мировоззрение и негативное восприятие существующего либерального мирового порядка, а также общее представление о демократии и правах человека. Соединенные Штаты и Япония по этим вопросам занимают полярно противоположную позицию. Наконец, Китай и Россия преследуют одну и ту же непосредственную стратегическую цель – ослабить присутствие Соединенных Штатов и подорвать их альянсы в регионе. Воздушное патрулирование и реакция Токио и Сеула на этот инцидент непосредственно способствовали достижению этой цели. Разумеется, следует принимать во внимание, что Китай и Россия не являются официальными союзниками, и между ними сохраняется определенное недоверие, особенно со стороны Москвы. Россия по-прежнему с настороженностью относится к планам Пекина в Центральной Азии, связанным с инициативой «Один пояс, один путь», не без оснований опасаясь, что Китай может попытаться разрушить, хотя бы частично, российское доминирование в этом регионе. Аналогичным образом, Россия по-прежнему обеспокоена ростом китайских инвестиций на Дальнем Востоке, который, с одной стороны, обеспечивает ей некоторые экономические выгоды, но с другой стороны, может поставить в невыгодное положение российский бизнес. Тем не менее, недовольство политикой Соединенных Штатов и некоторые прагматические соображения заставляют лидеров обеих стран углублять сотрудничество по многим направлениям, чтобы продвигать свою повестку на мировой арене. Об этом свидетельствуют, в частности, протоколы их голосования в Совете безопасности Организации объединенных наций, часто перечеркивающие инициативы Запада, и растущее число совместных военных учений, включая крупномасштабные маневры «Восток» в 2018 году, в которых приняли участи более трех тысяч военнослужащих китайской народно-освободительной армии. Укрепление партнерства между Пекином и Москвой подчеркивает важность союзнических отношений между США и Японией, а также отношений Вашингтона с региональными партнерами, разделяющими их взгляды. Но в то время как необходимость постоянной приверженности союзническим и партнерским отношениям очевидна, как никогда прежде, подход администрации Трампа привел к тому, что Соединенные Штаты предстали в образе ненадежного партнера перед теми, кто больше других рассчитывает на мощную американскую поддержку. Склонность президента Дональда Трампа отталкивать союзников, принимая в их отношении меры, которые обычно оставляют для противников, такие как тарифные ограничения или требования пересмотра торговых соглашений, а также разделения бремени расходов на оборону, породила у многих дурные предчувствия, которые охотно используют Китай и Россия. Наконец, потенциальная угроза, связанная с китайско-российским сближением, подчеркивает настоятельную необходимость активизации трехстороннего регионального сотрудничества между США, Японией и Южной Кореей, которое в настоящее время серьезно подорвано японо-корейской напряженностью. Хотя нынешний глубокий раскол между ними едва ли может быть урегулирован до тех пор, пока во всех трех столицах не произойдет смена администрации, необходимо уже сегодня искать пути деэскалации конфликта. К сожалению, пока Соединенные Штаты, судя по всему, не горят желанием вмешиваться в распри между двумя своими союзниками. Однако, если администрация Трампа не хочет предоставить Москве и Пекину идеальную возможность для продвижения своих стратегических интересов, ей придется изменить политику.
Загрузка...
Загрузка...