Поворот России на Восток, до сих пор державший в фокусе, в основном, Китай и Азиатско-Тихоокеанский регион, сместился — это явно показало присутствие премьера Индии Нарендры Моди на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке 4-6 сентября 2019 года. Кроме него в мероприятии приняли участие премьер-министр Японии Синдзо Абэ, премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга. Также присутствовали представители Китая, Северной и Южной Кореи, и Индонезии.
Созвав пятый форум, Россия, возможно, достигла трех целей: Во-первых, это послужило сигналом Китаю и остальной части Азиатско-Тихоокеанского региона о том, что Россия активно стремится уравновесить отношения с Пекином путем налаживания связей с Индией, Японией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Во-вторых, это еще раз подчеркивает, что попытки Запада изолировать Россию потерпели неудачу. Наконец, форум был использован в качестве платформы для внутриполитических причин — чтобы снова подчеркнуть неоднократные заявления президента Владимира Путина и федерального правительства о том, что социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока остается важнейшей целью правительства и что для их достижения необходимы как иностранные так и внутренние инвестиции. Президент Путин использовал мероприятие чтобы выразить свою позицию по поводу предложения президента Трампа о возврате России в клуб западных стран G-7. Как сообщается, премьер-министр Японии Абэ на мероприятии заявил, что поддерживает возвращение России в этот клуб. Это не только внешнеполитический триумф Путина, но, что более важно, высказанная им готовность принять саммит G8 с Китаем, Индией и Турцией является подтверждением устоявшейся ориентации России относительно Европы и США. Предложение о включении трех других стран было сделано с учетом того, что «большая семерка» вряд ли на это согласится. Тем не менее, это открывает возможность для возврата России в ряды развитых стран.
Премьер-министр Махатхир недавно выразил сомнение в некоторых выводах возглавляемой Нидерландами Объединенной следственной группы по поводу падения MH-17 над Украиной. Это можно рассматривать как показатель успеха на международной арене для России. Что касается двусторонних отношений, то согласие России на обмен опытом в области инженерных, военно-морских и аэрокосмических технологий и предложение о создании аэрокосмического университета в Малайзии, если оно будет реализовано, проложит путь к расширению российского коммерческого присутствия и бизнес-деятельности в Малайзии.
По словам организаторов, в результате 5-го ВЭФ было заключено 270 соглашений на сумму 3,4 трлн руб. С более чем 8500 делегатами из 65 стран. Наиболее значимые соглашения, перечисленные на веб-сайте организаторов, показывают, что большинство из них имеют отечественную природу. Хотя президент Путин подчеркнул тот факт, что с 2015 года на Дальний Восток было инвестировано более 9 миллиардов долларов, иностранные инвестиции в этот регион, похоже, оказались меньше ожидаемого. В недавней статье российский академический эксперт из ведущего университета Владивостока высказал мнение, что инвесторы из Китая и других азиатских стран «в основном держатся подальше от российского Дальнего Востока». Одной из причин он назвал текущее состояние отношений России с США и западными странами, что «отпугивает многих потенциальных иностранных инвесторов».
Заслуживает внимания постоянное взаимодействие России с Азиатско-Тихоокеанским регионом и странами АСЕАН. Последние торговые показатели между АСЕАН и Россией обнадеживают. Двусторонняя торговля между АСЕАН и Россией выросла на 18,4 процента, составив в 2018 году 19,8 миллиарда долларов. Кроме того, для стимулирования торговли АСЕАН-Евразийская экономическая комиссия в ноябре 2018 года после саммита Россия-АСЕАН подписала Меморандум о взаимопонимании. Укрепление Малайзией отношений с Россией поможет АСЕАН и России в целом поднять отношения на более высокий уровень. Такие отношения с Россией, особенно в экономической сфере, дали бы АСЕАН немного больше возможностей для маневрирования в условиях все более неизбежного соперничества между США и Китаем в регионе.
Загрузка...
Загрузка...