Давление на мультилатерализм растет с каждым днем. Самым последним свидетельством этого стало решение президента России Владимира Путина об отмене заявления Советского Союза, сделанного при ратификации Дополнительного протокола I к Женевской конвенции 1949 года, касающегося защиты жертв международных вооруженных конфликтов. В своем письме от 16 октября 2019 года на имя спикера нижней палаты российского парламента об «отзыве заявления, сделанного при ратификации», он указал, что международная комиссия, созданная для расследования военных преступлений против гражданского населения, «фактически не выполняет свои функции с 1991 года». Некоторые сообщения западных СМИ предположили, что этот шаг связан с ситуацией в Сирии. Этот шаг России, как и решение президента США Дональда Трампа в июле 2018 года выйти из Совета ООН по правам человека в Женеве, является серьезным вызовом мировому порядку, сложившемуся после Второй мировой войны. Никки Хейли, бывшая в то время постоянным представителем США при ООН в Нью-Йорке, назвала Совет по правам человека «лицемерной организацией с корыстными интересами». Госсекретарь США Майк Помпео обвинил Совет в «защите нарушителей прав человека». Последняя критика прозвучала недавно в связи с победой Венесуэлы в Совете по правам человека из 47 членов. Прогресс на фронте разоружения также идет с горем пополам. Два основных игрока, Россия и США, похоже, не в состоянии справиться с фактором Китая. Это также отчасти связано с состоянием дел в двусторонних отношениях. Выход Соединенных Штатов из Договора о ядерных ракетах средней и малой дальности (ДРСМД) 1987 года был официально завершен 2 августа 2019 года. Недавние сообщения указывают на то, что переговоры между Россией и США о продлении действия нового договора СНВ (срок действия которого истекает в начале 2021 года) наталкиваются на препятствие в виде фактора Китая. По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, в 2018 году у России и США будет более 6 тысяч ядерных боеголовок; за ними следуют Франция – с 300, Китай имеет 290, Великобритания — 200, Индия и Пакистан — более 100, Израиль — около 80, и Северная Корея около 20-30 единиц. Подрывается не только либеральный интернационализм времен Второй мировой войны. Фактически, самые драматические эпизоды разыгрываются на платформах защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата. Скептицизм в отношении изменения климата заметно усилился после того, как президент США Дональд Трамп отказался от участия в Парижском соглашении. Даже в спорах между США и Китаем эти вопросы отошли на второй план. Изменчивая история зеленого движения показала, что страны не стремятся брать на себя юридически связывающие обязательства, но хотят, чтобы другие поставили свою подпись под этим. Но то, что мы наблюдаем сейчас, является фундаментальным вызовом давним представлениям о транснациональных воспросах и проблемах. Есть еще плохие новости о другой серьезной проблеме — терроризме. Международное сотрудничество, похоже, увядает под политическим принуждением, перевешивающим все другие соображения, и в этой связи отсутствие всеобъемлющего договора с общепринятым определением «террористов» и «терроризма» является мрачным напоминанием. Действительно поучительно наблюдать, как быстро тасуются карты на ближневосточном столе. Некоторые страны продолжают трепетно придерживаться средневековых убеждений, что отправка убийц через границы для нападения на ни в чем не повинных людей вполне соответствует этике международного сообщества наций в XXI веке. На фоне всего этого кажется обнадеживающим складывающийся консенсус в отношении необходимости развития. Отчасти это является результатом ослабления европейского эксперимента и диссонанса между политиками по обе стороны Атлантики. Однако, более важной причиной являются перспективы развития, которые отмечаются в Китае и Индии, а также в других частях Азии. Однако существуют опасения относительно намерений Китая, особенно касающихся его инициативы «Один пояс, один путь». Одни эксперты утверждают, что китайцы хотят сменить США в качестве мировой сверхдержавы; другие возражают, говоря, что сотрудничество с целью развития инфраструктуры не может и не должно истолковываться неверно. С точки зрения Индии, было бы невозможно согласиться с аргументами Китая в отношении коридора через оккупированный Пакистаном Кашмир. Короче говоря, даже в отношении позитивного аспекта развития есть определенные проблемы. Наряду с ослаблением институтов, поддерживавших международный либеральный порядок, особенно связанных с мировой торговлей, наблюдается маргинализация небольших государств в глобальном дискурсе. Роль региональных соглашений — одна сторона этой истории, потому что малые страны не имеют возможности выбора. Другая сторона заключается в том, что линии разлома между противоборствующими лагерями настолько глубоки, что эти маленькие государства больше не могут позволить себе оставаться нейтральными. Положение дел во Всемирной Торговой Организации, занимающейся урегулированием споров, не предвещает ничего хорошего для будущего глобальной торговой архитектуры. Но, наконец, появились некоторые хорошие новости о Международном суде, который вновь активизировал свою деятельность. Отрадно, что страны начали применять правовой подход к урегулированию вопросов и споров. Также идет увеличение числа территорий, которые управляются исходя из верховенства закона. Хотя это нельзя назвать волной демократизации, но во всем мире отмечается все большее стремление к приверженности букве закона и конституционализму. В заключение следует отметить, что становится все более очевидным, что провалы в гуманитарной сфере и в области прав человека, в вопросах окружающей среды, трансграничной торговли, безопасности и разоружения носят системный, а не эпизодический характер. Возможно, настало время, когда мультилатерализму с его многосторонними подходами пора начать учитывать эти изменения и соответствующим образом адаптировать свои нормы, принципы и институты.
Загрузка...
Загрузка...