Гармоничное увязывание интересов Ирана с китайско-российским евразийским строительством столь же туманно, сколь и значимо для укрепления финансовых связей и обеспечения безопасности на всем пространстве Евразии. В то время как Пекин и Москва стремятся активно продвигать свои отличающиеся ключевые интересы, развивая отношения внутри структуры Шанхайской организации сотрудничества, включение сюда Ирана дает возможность ему гармонично встроиться между ними в качестве ключевого игрока. Привлечение Ирана является обязательным условием для достижения более широких жизненно важных целей каждым из евразийских Голиафов на Ближнем Востоке. С учетом выстраиваемой сегодня новой системы безопасности в регионе Персидского залива Пекин и Москва получают привлекательную возможность переориентировать как Иран, так и его региональных противников на китайско-российский евразийский проект. Страны-члены Евразийского Экономического Союза (ЕАЭС) (синим- члены ЕАЭС; голубым — страны, входящие в зону свободной торговли (ЗСТ) с ЕАЭС; оранжевым — страны, обсуждающие присоединение к ЗСТ с ЕАЭС; желтым — страны, имеющие статус наблюдателя в ЕАЭС) Иран обладает вторыми по величине запасами природного газа и четвертыми запасами нефти в мире. Снятие ограничений с поставок иранских углеводородов может изменить евразийский геополитический расклад в пользу Китая, создавая трудности для России, которые могут пошатнуть ее ведущее положение среди евразийских поставщиков энергоресурсов. Стратегически важное положение Ирана в центре южной части Евразии позволяет воспользоваться его преимуществами как географической поворотной точки в китайской инициативе «Пояс и путь». Иран позволяет обеспечить стыковку и функционирование единого железнодорожного маршрута Китай-Европа, в обход территории России, в отличие от ненадежных коммуникаций, зависящих от Транскаспийского коридора, требующего перевалки грузов через Каспийское море. В середине 2016 года ирано-китайский грузовой поезд совершил свой первый рейс из китайской провинции Чжэцзян в Иран всего за 14 дней – на 66% быстрее по времени, по сравнению с морским маршрутом. В отличие от не столь успешного Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК), китайско-иранский проект столкнулся бы с меньшим количеством трудностей в плане безопасности и решения задач по строительству. Благодаря недавно построенному в Иране отдаленному океанскому порту в Чабахаре и железнодорожным путям, ведущим в Центральную Азию, Иран может превратиться в центр Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Торговый маршрут через Индийский океан в Европу станет альтернативой пекинскому проекту «Пояс и путь». Россия и Индия развивают связи с Ираном как с важным участником в решении этой задачи. МТК будет способствовать сохранению и укреплению влияния Москвы на Южном Кавказе и в регионе Каспия. Российско-иранское сотрудничество имеет основополагающее значение для противодействия распространению турецкого влияния в восточном направлении на Южный Кавказ и Туркменистан, осуществляемому через турецкие компании, сотрудничающие в энергетической и транспортной сфере с Азербайджаном. Как бы то ни было, маршруты пассажирских и грузовых перевозок из Китая в Европу через Иран будет также проходить через Турцию, что будет способствовать расширению влияния Анкары в обширном Каспийском регионе за счет России и Ирана.
Загрузка...
Загрузка...