1) Россия — не Советский Союз. Ее население составляет 145 миллионов человек, что меньше совокупного населения Германии и Франции. Она остается важным участником международной жизни, но больше не является одной из двух доминирующих держав эпохи блоков. В мире, где растет плюрализм, у нее больше нет ни настоящих союзников, ни сателлитов. Путин считает, что новая Россия должна быть одновременно наследницей великого прошлого и современной страной. Она действительно остается великим государством, но ее будущее не определено. Сохраняющееся промышленное отставание 2) По пришествии к власти Путин принялся наводить порядок в России, которую Ельцин избавил от коммунизма ценой хаоса. Он создал административную структуру для управления страной, которая растянулась на 11 часовых поясов. Сформированная им политическая система утвердилась во всех регионах, но в ней все больше просматривается авторитаризм. Путин осознает, что экономике следует уделить больше внимания. Россия должна быть рыночной экономикой, как и весь мир. Тем не менее государство остается главной движущей силой экономики, и стратегические предприятия, особенно в энергетике, подчиняются ему. Путин считает, что нельзя тратить больше, чем заработал. Бюджет должен оставаться сбалансированным, и когда внезапное ухудшение международной обстановки вывело его из равновесия, были приняты радикальные меры для исправления ситуации. Внешний долг остается небольшим, а Центробанк ведет осторожную политику. Российская экономика остается слабо диверсифицированной и все еще преимущественно опирается на углеводороды (колебания их курса в полной мере отражаются на ней). Инфраструктура тоже остается устарелой, несмотря на несколько попыток это исправить. В 2018 году Путин запустил 12 широкомасштабных национальных программ в цифровой сфере. В промышленности сохраняется отставание за исключением ВПК и нескольких высокотехнологичных областей. На общем фоне заметно выделяется только сельское хозяйство, повышение конкурентоспособности и интеграции которого позволило России обойти США и стать крупнейшим в мире экспортером пшеницы. Расширение недовольства 3) В течение двух первых президентских сроков Путина большинство населения было удовлетворено ростом экономики и возвращением стабильности. Тем не менее кризис 2008 года вверг российскую экономику в период нестабильности, который обостряли последствия мировых проблем. Все это привело к падению доходов и росту безработицы. В 2014 году принятые Западом санкции в ответ на Крым и, в первую очередь, падение цен на нефть повлекли за собой обвал курса рубля. Покупательная способность сократилась, что было обострено в 2018 году повышением НДС на 2% и непопулярной пенсионной реформой. Недовольство общественности начало шириться. Политическое будущее стало более туманным. Путин объявил, что не станет претендовать на пятый срок, и очертил новый политический режим, в котором у парламента будет больше полномочий. Как бы то ни было, у нас еще нет определенности насчет его собственной роли в этой схеме. Украинский конфликт и сирийский кризис 4) На международной арене России приходится иметь дело со все более расколотым миром: разобщенной Европой, США, которые все активнее перетягивают одеяло на себя, и Китаем с его растущими амбициями. Она пыталась укрепить сотрудничество со странами бывшего СССР (СНГ, ЕАЭС), но не добилась особых результатов. Во время первого президентского срока Путин стремился сблизиться с Европейским союзом, но тот не оправдал его ожиданий из-за давления США и восточноевропейских стран-членов. Поэтому со второго срока Путин заявил, что будет принимать во внимание исключительно интересы России. Его предыдущие сроки отмечены двумя ключевыми событиями: украинским конфликтом и сирийским кризисом. ЕС предложил Украине широкий договор о сотрудничестве, не заботясь о возможной реакции Путина. В результате начался затяжной конфликт Киева с русскоязычным Донбассом, который получает поддержку Москвы. Для разработки плана мирного урегулирования в Донбассе было проведено множество собраний Франции, Германии, России и Украины (в том числе в рамках «Нормандской четверки»). Избрание новым президентом Украины Владимира Зеленского позволило восстановить диалог между двумя главными действующими лицами. Как бы то ни было, пока еще слишком рано говорить, что у них получится прийти к договоренности вроде Минских соглашений на основании единства Украины и широкой автономии Донбасса. Кроме того, урегулирование конфликта поставит вопрос снятия европейских санкций (американцы сделают все, чтобы не допустить его). На Ближнем Востоке Россия стремится вернуть былые стратегические позиции. Она играет ключевую роль в поисках решения для Сирии при определенной поддержке Ирана и Турции, но не может в одиночку утвердить его. Отношения с США 5) Еще большее значение имеют отношения новой России с США и Китаем. США были единственным стратегическим партнером СССР во время холодной войны, но сегодня не считают нужным признавать такой статус за Россией. Им не интересны двусторонние стратегические переговоры, которые только ограничивают свободу маневра Америки в тот самый момент, когда Россия не боится демонстрировать способность мешать их планам и поддерживает серьезную неопределенность по поводу своих долгосрочных целей. Кроме того, угрожающее поведение начинает просматриваться и со стороны других игроков, таких как Китай. В 2002 году США вышли из договора о ПРО, чтобы получить возможность для развертывания своих противоракетных мощностей в Европе, в частности в рамках НАТО. Все это подставило под удар часть ядерного сдерживания. По этой самой причине Россия недавно развернула первый полк гиперзвуковых ракет «Авангард», которые могут развивать скорость в 33 000 км/ч. Россия и Китай, вероятно, создали новое и очень эффективное оружие. США в 2020 году увеличили свой оборонный бюджет до 750 миллиардов долларов, что в 15 раз больше российского. Китайские военные расходы составляют 160 миллиардов долларов. Кроме того, Америка принялась за формирование космических войск. Речь идет о том, чтобы взять под контроль космос, даже если для этого придется начать новые «звездные войны». На встрече с американским коллегой в Хельсинки 16 июля 2018 года Владимир Путин предложил начать переговоры о будущих ядерных и ракетных ограничениях с 2021 года, когда истекает договор СНВ-3. Четкого ответа от Дональда Трампа, судя по всему, так и не поступило. США также вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон (John Bolton) даже ездил в Москву, чтобы обсудить этот вопрос с российским лидером. Неравное партнерство с Китаем Россия и Китай развивают широкое партнерство в самых разных областях. Тем не менее оно может оказаться неравным. Россия — самая большая по площади страна в мире (17 миллионов квадратных километров), но ее население составляет всего 145 миллионов человек (без Крыма) и сосредоточено к западу от Урала. Протяженность ее границы с Китаем (с 1,4 миллиарда населения) составляет 4 250 км. Существующий демографический дисбаланс только растет. Китай, безусловно, заинтересован в природных богатствах слабозаселенной Сибири и в долгосрочной перспективе сам представляет потенциальную угрозу. Как бы то ни было, риска отрытого конфликта на Амуре не существует, поскольку Китай поставил себе целью мирное утверждение мощи с помощью экономического роста. Его ВВП уже является вторым в мире, и он сейчас терпеливо продолжает прокладывать «новый шелковый путь» через весь мир. В частности это касается пяти среднеазиатских стран, которые в прошлом были частью СССР, а сегодня рассматривают Китай как главного экономического партнера. Китай делает ставку на проецирование силы с путем экономического развития, тогда как Россия продолжает делать упор на оборонных соглашениях. Устойчивые и глубокие отношения с Францией 6) Мир стал раздробленным и разнообразным, в нем не осталось общих ориентиров. США считают Россию региональной державой с большими возможностями по постановке помех, на которую следует накладывать санкции при любом удобном случае, а Китай максимально использует свою притягательную силу на службе собственных амбиций. Россия остается одним из ключевых игроков на международной арене, но она больше не может играть везде решающую роль. Ей следует определить свое место перед лицом туманного будущего. Но разве то же самое не относится и к Франции? Поэтому двум странам все больше необходимо вести долгосрочное сближение и систематически согласовывать позиции по главным международным вопросам, в том числе (но не только) по безопасности и стабильности Европы. Такой диалог может принести плоды только в том случае, если он будет подкрепляться конкретными действиями. Речь идет о визитах высокопоставленных деятелей, праздновании общих мероприятий. Министры иностранных дел и прочие члены правительств должны регулярно собираться. Активизация контактов должна в перспективе привести к общим шагам в Совете безопасности и на других площадках. Кроме того, нужно содействовать отраслевому сотрудничеству в области сельского хозяйства, борьбы с потеплением климата. Должны быть запущены общие научные программы, в частности в сфере искусственного интеллекта и кибернетики. К этому также стоит добавить возобновление межправительственных семинаров, содействие децентрализованному сотрудничеству и развитие молодежных программ по обмену. Устойчивые и глубокие отношения можно установить только с помощью расширения числа прямых контактов на уровне гражданского общества. Франция и Россия заинтересованы в совместной игре ради их будущего *«Клуб двадцати» объединяет бывших министров иностранных дел Франции, французских дипломатов и экспертов Загрузка...
Загрузка...