CFR: будущее российской политики станут определять силовые ведомства

12.05.2020 13:30 0

CFR: будущее российской политики станут определять силовые ведомства

Россия оказалась в числе стран, в наибольшей степени пострадавших от пандемии коронавируса, и в этих условиях президент Владимир Путин сталкивается с весьма неожиданными вызовами. Он был вынужден отложить референдум по вопросу продления своей власти, в мире произошло резкое падение нефтяных цен, а его навыки кризисного управленца подверглись серьезным испытаниям. В оценках действий Путина в ответ на пандемию чаще всего отмечают падение его рейтингов по данным опросов, которые сегодня самые низкие за все время его правления; то обстоятельство, что он все чаще выступает по телевидению; а также усиление или ослабление позиций других политических деятелей. В число последних входят московский мэр Сергей Собянин (который очень заметен) и премьер-министр Михаил Мишустин (который находится в изоляции, поскольку его анализ на коронавирус дал положительный результат), а также региональные губернаторы, которым президент поручил самостоятельно решать вопрос о возобновлении экономической деятельности. Пребывание Путина на вершине власти делает его ключевой фигурой в понимании политических последствий пандемии. Но не менее важно и ее воздействие на главные органы государственной власти в России, особенно на бюрократический аппарат системы национальной безопасности. «Силовые ведомства», к которым относят спецслужбы, вооруженные силы, полицию и военно-промышленный истэблишмент, скорее всего, станут определять будущее российской политики. Конституционные поправки отложены Неопределенность плана Путина остаться на посту президента после 2024 года влияет на военно-разведывательный комплекс не так сильно, как на самого Путина. Его власть и престиж могут ослабнуть, если он не сумеет в ближайшее время добиться принятия поправок в конституцию, которые снимают ограничения по срокам президентского правления. Но ослабление президентской власти в определенной степени выгодно некоторым составляющим российского «государства в государстве». Путин уже не сможет свободно наказывать тех, кто вызывает у него недовольство, и баловать привилегиями соперничающие между собой звенья бюрократического аппарата. Отсутствие сильного политического лидера плохо для системы в целом, но отдельные ведомства это зачастую приветствуют. Путин долгие годы отдавал предпочтение силовым министерствам. Но задержка с конституционными поправками — это его проблема, а не их. Экономическая неустойчивость Резкое падение мирового спроса на нефть может стать большой проблемой для аппарата национальной безопасности. Даже в лучших обстоятельствах снижение доходов от сырьевого сектора серьезно усилило бы нагрузку на государственный бюджет, треть которого состоит из поступлений от экспорта энергоресурсов. Российское правительство было вынуждено отказаться от бюджетных ограничений и начать тратить деньги на помощь бизнесу, выплаты безработным, непредвиденные медицинские расходы и прочие меры по поддержке экономики. Но не все бюджеты будут пополняться одинаково, и силовым ведомствам наверняка порекомендуют затянуть пояса. Борьба за средства вызовет разногласия внутри российского государства в государстве. Между службами безопасности и вооруженными силами может возникнуть коллизия из-за приоритетов в выделении средств. А внутри армии наверняка придется думать о том, в какой сфере сокращать ассигнования: в области закупок вооружений, в тратах на личный состав или в вопросах боевой и учебной деятельности. Преодолевая кризис Россия далеко не единственная страна, где пандемия вызывает вопросы о поддержании общественного порядка. Но она занимает особое положение в силу своей огромной территории, влияния и многообразия ее ведомств национальной безопасности. Кризисы часто дают возможность институтам так называемого государства в государстве усилить свою власть. Многие комментаторы объясняют возвышение Путина в конце 1990-х годов именно такой кризисной ситуацией. Но большие проблемы также вызывают бюрократическое соперничество. Уже появились достоверные сообщения (вызывающие раздражение у Путина) о спорах между Министерством внутренних дел и недавно созданной Росгвардией, которая объявила, что будет обеспечивать самоизоляцию в Москве на майские праздники при помощи беспилотников. Пока Путин предпочитает не вводить чрезвычайное положение в масштабах всей страны, подписав вместо этого указ, который дает такие полномочия премьер-министру. Но 11 мая он решил приступить к постепенному возобновлению экономической деятельности, хотя число зараженных растет быстрее, чем прежде; и в этих условиях чрезвычайное положение может оказаться неизбежным. Когда в России решать проблему поручают премьеру, это означает, что она еще не доросла до уровня национальной безопасности. Мерилом масштаба и последствий пандемии станет то, будет ли Путин придерживаться этого принципа, или ему придется отдать больше полномочий силовым ведомствам. Загрузка...
Загрузка...

Источник

Предыдущая новость

Поиграть мускулами, чтобы стать посредником Контейнер свободен, стена обновлена Министр обороны Британии: терпение мира в отношении Путина подходит к концу NZZ: немецко-российский особый путь в энергетике подошел к концу Синьхуа: Компартия Китая приняла стратегическую резолюцию о дальнейшем развитии страны

Последние новости