Интервью с экспертом по энергетике, сотрудником консалтинговой компании «Эсперис» Матеушем Кубяком (Mateusz Kubiak). Polskie Radio: Мы наблюдаем довольно неожиданный поворот в деле «Северного потока — 2». В Конгресс США внесен проект закона об очередных санкциях против этого газопровода, которые могут, в частности, затронуть страховые компании. Сообщения о подготовке новых мер, правда, появлялись несколько месяцев назад, однако, возникали сомнения, что они станут реальностью. Между тем проект дополнений к закону «О защите энергетической безопасности Европы» уже попал в Сенат. Предыдущие меры оказались очень эффективными: в декабре со строительной площадки ушла швейцарская компания «Олсиз», «Северный поток — 2» россияне до сих пор не достроили. Матеуш Кубяк: Сигналы о том, что в США вновь займутся законом о санкциях в отношении «Северного потока — 2», действительно, в последнее время появлялись. В феврале в немецкой прессе писали, что в Вашингтоне могут принять новый закон о санкциях уже в марте. Говорилось, что ограничительные меры распространят на будущих покупателей газа, поступающего по этому газопроводу. Это выглядело нереальным, ведь в таком случае США нанесли бы удар по крупнейшим европейским компаниям. Такое решение не имело права на существование по политическим причинам. Позднее звучали другие сообщения. На то, что ведется работа над новыми санкциями, намекал, например, украинский концерн «Нафтогаз». В последние две недели ход событий ускорился. Наконец проект новых санкций внесли в Конгресс. Как и ожидалось, он не станет ударом по европейским компаниям. Ранее появлялись спекуляции, что под санкции может попасть российский Газпром, но и это выглядело не слишком вероятным. Мы видим развитие единственного действительно реального сценария: речь идет о расширении действующих мер таким образом, чтобы они оставались секторными, выверенными и ударяли по самым чувствительным местам инвестиции. — Это может стать переломным событием, гвоздем в гроб газопровода «Северный поток — 2». — Я подчеркну, что о переломе говорить рано, поскольку мы не знаем, как будет развиваться ситуация. Конгресс должен еще утвердить закон. Неизвестно, когда это произойдет, как долго будет продолжаться работа над ним, хотя авторы инициативы говорят, что по этому вопросу есть консенсус, а действовать нужно быстро. Они считают, что закон должен вступить в силу незамедлительно, невзирая на то что в США идет избирательная кампания. Следует также учитывать, что в тексте закона в ходе его рассмотрения могут появиться изменения. Пока существует только проект, нужно подождать окончательной версии. — Если санкции в отношении компаний, занимающихся страхованием и укладкой труб, действительно утвердят, проект «Северный поток — 2» будет заблокирован, похоронен? — Я бы не стал акцентировать внимание на страховых компаниях. Судно «Академик Черский» еще с 2016 года застраховано российским страховым фондом, кстати, тоже принадлежащим Газпрому. При этом россияне после введения санкций за аннексию Крыма создали собственную компанию, которая занимается в том числе перестраховкой рисков. Так что проблем со страхованием судна, строительных работ и так далее возникнуть у них не должно. Короче говоря, я не считаю санкции в отношении страховщиков ключевым элементом обсуждаемых мер. До сих пор санкции распространялись только на суда, укладывающие трубы на определенных глубинах, а также компании, которые ими владеют и предоставляют их в пользование. Новые меры планируется распространить на фирмы, которые предоставляют другие услуги или другое оборудование для проведения любого рода работ, связанных со строительством газопровода (речь идет о всевозможной вспомогательной деятельности, например, углублении дна, засыпке щебня). Важным представляется то, что ограничительные меры могут распространить на компании, предоставляющие услуги по сертификации газопроводов: перед вводом в эксплуатацию необходимо зафиксировать соответствие такого объекта проекту, по которому он строился, отраслевым стандартам. И здесь может возникнуть проблема. Встает вопрос, не склонят ли санкции отказаться от участия в предприятии норвежское сертификационное общество «Дет Норске веритас». Это компания, играющая ключевую роль. Таких фирм мало, они работают на глобальном рынке и не могут позволить себе попасть под санкции. А именно по ее стандартам проектировался и строился российский газопровод. Россияне заключили с «Дет Норске веритас» договор на то, чтобы она удостоверила его соответствие проекту и стандартам. Сможет ли российская сторона, если норвежцы откажутся от сотрудничества, найти другую компанию, которая подтвердит соответствие газопровода стандартам? В этой роли должна выступать независимая организация, так что если россияне решат удостоверять соответствие самостоятельно, это может теоретически стать основой для оспаривания результата такой сертификации. Мы в «Эсперис» еще осенью прошлого года писали, что это второй из возможных методов, какими американцы могли бы нанести удар по «Северному потоку — 2». Этот элемент кажется чрезвычайно важным. — СМИ сообщают, что в Конгрессе существует межпартийный консенсус в отношении законопроекта. Значит, вероятность того, что в крышку гроба «Северного потока — 2» вобьют последний гвоздь, велика. — Нужно подождать, как будут развиваться события. Предыдущий закон обсуждался очень долго, а процесс его принятия не был гладким, несмотря на то что формально его одобряли политики из обеих партий. Следует обратить внимание, что в представленном законопроекте есть указание о действии санкций задним числом, с декабря прошлого года, то есть начиная с того момента, когда появился первый закон об ограничительных мерах. Этот пункт наверняка будет оспариваться, одобрить его с политической точки зрения Конгрессу будет особенно сложно, ведь таким образом откроется путь к введению санкций в отношении компаний, которые работали на строительстве «Северного потока — 2» в последние месяцы. Саму укладку труб приостановили, но одновременно продолжались работы, связанные с исследованием морского дна, засыпкой щебня. Еще несколько дней назад этим занималась крупная голландская компания, которая выступает серьезным игроком на международных рынках. Можно задаться вопросом, правильно ли наказывать подобные организации, ведь они не могли знать, что могут попасть под санкции. Мне кажется, такой пункт сохранить будет сложно, вероятно, из окончательного текста закона его вычеркнут. Но, что важно, даже если этот пункт исключат, на ситуацию с сертификационными компаниями это не повлияет. Главное, чтобы закон приняли вовремя, ведь те вступают в дело, когда заканчивается строительство. Мы возвращаемся к ситуации, в которой ключевую роль играет время. Сколько осталось у американцев времени на утверждение закона, зависит от того, как быстро будут идти работы по укладке оставшегося отрезка. — Можно ли примерно сказать, сколько времени понадобится Москве на завершение строительства «Северного потока — 2»? — Судно, которое, по всей видимости, будет заканчивать «Северный поток — 2», «Академик Черский», находится сейчас в немецком порту Мукран, там же пребывает баржа-трубоукладчик «Фортуна». Россияне пока готовятся, в июне работы они не возобновят. Мы не знаем, произойдет ли это в июле или перерыв в строительстве затянется. Можно только выдвигать предположения, сколько времени понадобится российской стороне. На мой взгляд, одна укладка труб займет три-четыре месяца. — При этом вы считаете, что времени на введение санкций у Конгресса осталось мало. — Времени на самом деле не так много, все зависит от того, когда россияне продолжат строительство. Вопрос в том, не решат ли западные компании, которые с ними сотрудничают, приостановить работы уже сейчас, хотя дата введения ограничительных мер и их окончательная форма остаются неизвестными. Это бы затруднило проведение ряда вспомогательных работ. Если подрядчики испугаются имеющих ретроспективный характер санкций, в процессе строительства «Северного потока — 2» возникнут дополнительные проблемы. — В последние недели по проекту были нанесены также другие удары. Появился, в частности, вердикт Суда ЕС по делу «Северного потока — 2». Россияне хотели, чтобы нормы европейского энергетического пакета не распространялись на морскую часть этого газопровода.
— Речь идет о негативном решении немецкого регулятора, выступавшего инстанцией, которая должна была постановить, можно ли сделать для «Северного потока — 2» исключение в отношении использования нового законодательства ЕС. С точки зрения простой логики это был единственный правомочный вариант действий: чтобы вывести газопровод из-под действия европейских норм, пришлось бы сказать, что его строительство завершили в прошлом году. — А это не так. — Это решение может вылиться для россиян в серьезные проблемы. Здесь есть несколько аспектов: вопрос доступа к мощностям этого газопровода, разделение собственности (оператором трубопровода не может выступать та компания, которая занимается продажей поставляющегося по нему газа), прозрачность тарифов, обеспечение равных условий пользования инфраструктурой для всех сторон. Кремль надеялся, что он сможет пользоваться «Северным потоком — 2», на своих условиях, но у него это не получится. — Польское Управление по защите конкуренции и потребителей инициировало расследование в отношении Газпрома за то, что тот не шел на сотрудничество в ходе антимонопольного разбирательства. — Пока мы имеем дело лишь с угрозой наложить штраф за отказ предоставлять документы и вести сотрудничество в рамках начатого еще в 2018 году расследования. Речь идет о механизме финансирования строительства «Северного потока — 2». В прошлом году большой штраф наложили, в частности, на французскую компанию «Энжи», которая не отреагировала на запрос УЗКП и не предоставила требуемую документацию. Сейчас ведомство угрожает тем же самым Газпрому. Однако какой-то дальнейшей информации о самом предмете расследования, то есть схемах финансирования «Северного потока — 2», еще придется подождать. — Расследование еще продолжается. Благодарю за беседу. Загрузка...
Загрузка...