В эпоху, начавшуюся после Второй мировой войны, дипломатическое влияние бывшего Советского Союза на недавно освободившуюся от колониальной зависимости Индию и ее южную соседку, республику Шри-Ланка, определило их новую внешнюю политику, основанную на принципах неприсоединения. Изменения, последовавшие за завершением холодной войны, ознаменовали начало новой эры дипломатии между Москвой, Нью-Дели и Коломбо.
Россия – мировая сверхдержава и постоянный член Совбеза ООН, которая стремится обеспечить себе значительный уровень влияния на глобальном Юге. Индия как растущая региональная держава, и Шри-Ланка в силу своего геостратегического положения являются жизненно важными странами для российской внешней политики. Эта трехсторонняя дипломатия нуждается в более тщательной оценке, которая позволила бы сформулировать новую внешнеполитическую доктрину для повышения эффективности экономической дипломатии и расширения сотрудничества в сфере обороны.
Дипломатическая поддержка со стороны СССР помогла Индии достичь самодостаточности в сфере производства продовольствия и превратиться в промышленно развитую страну. В тот же период имело место военное сотрудничество между Нью-Дели и Москвой на фоне меняющейся глобальной обстановки в сфере безопасности. В середине девяностых Индия ускорила процесс либерализации экономики, сняв государственный контроль, поскольку она пыталась адаптироваться к пост-советской реальности. Первый этап новой дипломатии после завершения холодной войны ознаменовался Договором о дружбе и сотрудничестве, а еще через год был подписан Договор о военно-техническом сотрудничестве между Российской Федерацией и Индией.
Исторически сложилось так, что Индия и Россия имели стабильные и радушные политические отношения, которые развились в «особо привилегированное стратегическое партнерство». Двусторонние связи неизменно остаются прочными и характеризуются широким спектром направлений для сотрудничества. Между руководством двух стран регулярно происходят встречи на высшем уровне. Кроме того, для России Ассоциация регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) остается важным инструментом налаживания отношений с Индией и другими южно-азиатскими соседями.
На международном уровне Россия и Индия являются доминирующими членами группы БРИКС, ассоциации восходящих держав, призванной видоизменить мировую экономику. В настоящее время у Индии и России по-прежнему сохраняется общее стратегическое основание для развития их отношений: помимо двустороннего сотрудничества, они являются членами различных многосторонних структур, включая БРИКС, РИК, G20, Восточноазиатский саммит и ШОС, где у Москвы и Нью-Дели есть возможности для сотрудничества по вопросам обоюдной значимости.
В декабре 1998 года в Нью-Дели было подписано соглашение о торгово-экономическом и научно-технологическом сотрудничестве на период до 2010 года, призванное способствовать качественному развитию двусторонних связей. Таким образом, ключевыми направлениями являются именно экономическое взаимодействие и торговля. В этой сфере Индия и Россия поставили перед собой цель довести к 2025 году общий объем товарооборота до 30 миллиардов долларов. Торговый пакт между ЕАЭС (Евразийским экономическим союзом) и Индией – это платформа, которая должна быть использована двумя сторонами для обеспечения свободного обращения товаров и услуг и устранения торговых барьеров, поскольку в настоящее время между странами нет двусторонних соглашений о свободе торговли.
После завершения холодной войны одним из важнейших факторов индийско-российского стратегического партнерства является дипломатический процесс в области оборонного сотрудничества. Московская декларация 1994 года стала главной хартией взаимодействия в сфере национальной и международной безопасности. За эти три десятилетия Индия закупила у Москвы вооружения и военную технику на сумму более 40 миллиардов долларов. Особенно знаменательным для стратегического партнерства между двумя странами стал 2000 год. В настоящее время обе страны планируют расширять свои связи, особенно в сфере обороны, ядерной энергетики, торговли и инвестиций.
Долгосрочные цели российской военно-морской доктрины 2001 года в Индийском океане заключались в том, чтобы развивать стратегию превращения этого океана в зону мира, стабильности и добрососедства, а также обеспечить периодическое военно-морское присутствие России в этом регионе. С течением времени Индия разработала в сотрудничестве с российскими партнерами ракетный комплекс «Брамос», истребитель пятого поколения и многоцелевой военно-транспортный самолет, а также наладила лицензионное производство самолетов Су-30 и танков Т-90. В последнее время Индия планирует собрать на отечественных предприятиях около 400 российских двухмоторных вертолетов Ка-226Т.
Если говорить об истории отношений между Россией и республикой Шри-Ланка, следует отметить, что первым событием, положившим начало развитию полноценных двусторонних связей между Советским Союзом и Цейлоном, стал приход к власти премьер-министра Соломона Бандаранаике в 1956 году. Позже, в середине шестидесятых, когда Сиримаво Бандаранаике победила на выборах и стала премьер-министром, многие полагали, что новое правительство будет разделять социалистическую идеологию, однако внешняя политика первой в мире женщины-премьера основывалась на идеях Движения неприсоединения. Россия и Шри-Ланка выработали долгосрочную стратегию, опирающуюся на эти идеи и старые связи советских времен.
В течение этого периода Советский Союз сыграл важную роль в преобразовании аграрной экономики Шри-Ланки. Благодаря техническому сотрудничеству в стране появилась конкурентоспособная промышленность. Строительство цейлонских сталелитейных, шинных и сахарных предприятий с помощью СССР способствовало созданию рабочих мест и значительному повышению эффективности производства.
Сравнивая те годы с нынешними, можно сделать вывод, что сегодня необходимо предпринять последовательные меры для обеспечения свободного потока внешнеполитических идей. Для такой маленькой страны как Шри-Ланка жизненно важно установить новый баланс между активностью международных контактов и внутренней стабильностью. Например, привлечение средств российских миллиардеров, возможно, поможет Шри-Ланке обеспечить необходимый объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для России, в свою очередь, важным фактором является географическое положение Шри-Ланки, поскольку оно может способствовать доступу российских компаний к гигантскому индийскому потребительскому рынку благодаря индо-ланкийскому соглашению о свободной торговле (ISFTA).
После распада Советского Союза двусторонние связи подверглись испытанию, но Россия продолжала пристально следить за этим южно-азиатским островным государством, пока они не восстановились. На протяжении последних пятнадцати лет российская политика в отношении Шри-Ланки стала еще более устойчивой, чем прежде.
В последнее время Южная Азия является едва ли не самым сложным регионом для России, не только с точки зрения безопасности в ее традиционном понимании, но и с точки зрения перспектив превращения России в мировую экономическую державу. Успешные попытки Москвы сочетать конструктивные многосторонние отношения со странами региона и последовательное продвижение своей мягкой дипломатии открыли ворота для существенного укрепления ее регионального влияния. Поделиться...
VKTwitterFacebook0
Загрузка...
Загрузка...